Конспект логопедического занятия зимующие птицы подготовительная группа. Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы


Зима еще идет и птичкам нужна наша помощь. Это хорошее время поиграть с детьми и рассказать больше о птицах. Раньше уже были материалы , и . Я подготовила для вас задания по теме «Зимующие птицы» для развития логики, мелкой моторики, умения писать, читать и считать, а также рисовать и многое другое! Это полностью готовый материал для проведения занятия по этой теме с методическими рекомендациями по каждому виду заданий. Предлагаю вашему вниманию задания для детей от 1,5 до 6 лет по теме «Зимующие птицы». Виды заданий для тематического занятия:

            • Выложить камушками буквы С,Д, Г, В и птиц
            • Карточки количества для игр с прищепками
            • Карточки мемори для развития логики и памяти
            • Игра «Найди птицу по фрагменту».
            • Карточки для игры с прищепками – найди такую же
            • Сложи половинки для малышей
            • Сложи пазлы для детей постарше
            • Лабиринт «Птичьи следы»
            • Обведи по образцу данному вначале страницы
            • Сортируй птиц по размеру и виду
            • Разложи птиц по размеру
            • Строение птицы – обучение чтению
            • Пазлы с числами от 1 до 5, от 1 до 10, от 11 до 20.
            • Выложи слова – названия всех зимующих птиц
            • Раскрась птиц в указанные цвета
            • Проводилки
            • Соедини по порядку от 1 до 10 и от 11 до 20
            • Соединялки
            • Найди лишнее – развиваем логику
            • Пройди по линиям
            • Математические пазлы
            • Соедини по числам от 1 до 45
            • Нарисуй по клеточкам дятла
            • Найди пять отличий
            • Картинка и описание прочитай и соедини
            • Напиши алфавит
            • Учусь писать буквы
            • Учусь писать слова
            • Напиши числа
            • Сосчитай примеры
            • Собираем и считаем
            • Впиши пропущенные числа
            • Закончи предложения
            • Продолжи логические ряды
            • Математический лабиринт до 20
            • Пройди пальчиками по следам
            • Пройди пальчиком по птичке
            • Игра «Зимующие птицы»
            • Соедини слоги – читаем и запоминаем
            • Вырежи пёрышко
            • Вставь недостающее
            • Творческие задания
            • Описание птицы по плану
            • Физминутки «Синица», «Воробушки»
            • Пальчиковая гимнастика «Птицы к дому подлетели»
            • Чистоговорки
            • Список рекомендуемых книг для чтения
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Очень хочу обратиться ко всем, кто так любит разбирать мои задания на картинки и выкладывать в разных социальных сетях и на своих сайтах. Давайте уважать труд друг друга! Каждую картинку и задание я специально делаю САМА ! Трачу на это не мало времени и сил! Если я предлагаю вам эти материалы бесплатно , то это НЕ значит, что вы имеете право их выкладывать под своими именами и в других форматах! Если желаете о них рассказать, то используйте мою картинку и делайте активную ссылку на эту страницу сайта. В связи со сложившимися обстоятельствами хочу предупредить, что если еще найду свои материалы в разобранном виде на страницах интернета, то все тематические занятия сделаю ПЛАТНЫМИ.

Прошу прощения за ошибку, исправила и заново залила «Строение птиц». Но можете исправить и сами, замазав эти буквы)))

Интегрированное занятие по экологии и изобразительной деятельности.
на тему: «Зимующие птицы» для детей 4-5 лет.

Цель: сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.

Задачи:
закреплять знание о видовых признаках птиц;
вырабатывать навыки классификации по определённым признакам;
учить рассуждать;
развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах;
Развивать творческие способности: чувство цвета, умение размещать части тела на свои места (глаза, клюв, лапки и крылья).

Предварительная работа : наблюдение на прогулке за птицами, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Методические приёмы : отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования
(оттиск ладошки)

Словарная работа : птицы, воробей, сорока, ворона, зима, голубь.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Зимующие птицы», бумага для рисования голубого цвета, белая гуашь, кисти, баночки с водой, восковые мелки.

Ход занятия:
Организационный момент.
«Круг радости»
-Ребята, встаньте в круг и давайте все вместе произнесём следующие слова:
«Я такой, какой я есть,
И я счастлив, что я здесь.
Я могу быть маленьким,
Могу быть большим,
Могу быть толстым,
А могу быть худым.

Я такой, какой я есть,
И я счастлив, что я здесь!».
(дети выполняют движения, согласно тексту).
-Молодцы! Теперь у вас отличное настроение и я вижу, что вы готовы приступить к работе.
Сегодня мы с вами поговорим, а о ком, вы догадаетесь, если отгадаете мои загадки. Будьте, пожалуйста, внимательны! Прежде чем ответить, прослушайте каждую загадку до конца. Итак, начинаем.
Птицу с грудкой красной
Знают все прекрасно.
Любит птица кочевать
И рябину объедать (снегирь).
- Кто же это?
Дети: снегирь.
-Хорошо! С первой загадкой вы справились. Слушайте вторую загадку.
Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает(воробей).
- Кто уже догадался?
Дети: воробей. Илья, молодец!
-Третья загадка:
Кто летает,
Кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет (сорока).
- Кто это, вы, конечно, уже догадались.
Дети: сорока.
- Правильно, это сорока.
-Так о ком же мы с вами будем сегодня беседовать?
Дети: о птицах.
- А как на казахском языке сказать « птицы»?
Дети : құстар.
-Правильно. А на какие два вида делятся птицы? Вспомните.
Дети : птицы делятся на перелётных и зимующих.
-Верно. А воробей, снегирь и сорока- это какие птицы: зимующие или перелётные?
-Ева, как ты определила, что это «Зимующие птицы»?
Ева: я знаю, что снегирь прилетает к нам только тогда, когда наступает зима, а воробей и сорока остаются у нас зимовать, потому что они не боятся холодов.
-Умница! Совершенно верно! У зимующих птиц есть под перьями подпушек, очень твёрдый клюв - и в этом их отличие от перелётных

Сегодня на занятии мы будем беседовать о зимующих птицах. Вы ещё больше узнаете о зимующих птицах: чем они питаются, каковы их повадки, легко ли им переносить долгую и суровую зиму и о том, как мы с вами можем помочь им.
-Ребята, вспомните, а как на казахском языке будет слово «зима»?
Дети : қыс.
--Правильно.
-Ребята, а каких вы ещё знаете зимующих птиц? Мы с вами наблюдали за ними во время прогулок.
Дети: синичка, галка, ворона.
-Хорошо! А ещё вы забыли, его часто называют «лесным доктором», «барабанщиком». Кто же это?
- Дятел, синица, сорока, воробей, ворона, галка, свиристель это зимующие птицы (слайд №4).
-Ребята, а что вы знаете о перелётных птицах?
Дети: перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, потому что они питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся, а ещё птицам становится холодно и они не смогут пережить долгую и холодную зиму.
- Правильно. А сейчас мы поиграем. Я хочу проверить, насколько вы внимательны.
-Игра называется «Кто лишний»? (слайд № 5). Посмотрите на картинку на экране и найдите, кто лишний (на слайде снегирь, сорока, ласточка, воробей, синица). Кто здесь лишний и почему вы так решили?
Дети : ласточка, потому что она -перелётная птица.
-Давайте проверим (слайд №6). Это ласточка.
-Смотрите дальше(слайд № 7) (на слайде аист, кукушка, скворец, грач и снегирь) Кто здесь лишний?
Дети : сорока, это зимующая птица, а остальные перелётные.
-Проверим (слайд № 7).
-Отлично! Вы очень внимательны. И ещё одна игра «Помоги дятлу» (слайд №8). Сосчитайте сколько на дереве синиц, голу- бей и снегирей. А сколько всего птиц прилетело в гости к дятлу?
Дети считают и дают ответы.
-Молодцы! А сейчас я приглашаю вас отдохнуть. Вы будете «снегирями». Повторяйте текст и движения за мной (первый раз дети только повторяют, затем слова произносят сами).
Вот на ветках, посмотри
В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы).
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.
(на 1-е слово каждой строки- потряхивание руками, на 2-е- один хлопок по бокам)
Головой вертят
Улететь хотят.
(по 2 наклона головы на каждую строку).
-Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(дети разбегаются, взмахивая руками).Повторить 2 раза.
- Вы хорошо поиграли! А теперь продолжаем беседу о зимующих птицах. Внимание на экран (слайд № 9).
Читаю загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
-Что вы знаете про снегирей?
Дети рассказывают, что снегирь прилетает перед первым снегом, питается ягодами рябины и черёмухи.
-Ребята, а какой клюв у снегиря?
Дети : широкий, крепкий. Он помогает снегирю клевать твёрдые ягоды.
- Есть такая примета, если снегири прилетели, значит, завтра, после- завтра пойдёт снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он ещё и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Клюв у снегиря хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черемухи. Он расклёвывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплёвывает на землю.
(слайд № 10)
Очень шустрый, суетливый
Разговорчивый, крикливый.
По дорожке, прыгает
Чик-чирик! Чирикает.(воробей)
-А на казахском языке слово «воробей» будет «торғай», повторите. Жақсы.
-Какой он?

Дети : Маленький, быстрый, шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерётся с ними. У маленьких воробышков жёлтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками».
-Как они летают?
Дети : стайками, потому что вместе им легче заметить опасность и быстрее найти корм. Для воробьёв годятся: овёс, пшено, пшеница и хлебные крошки.
(слайд №11)
За синие крылья она так зовётся.
И в холод, и в зной ей так звонко поётся!
В рубашечке жёлтой и впрямь невеличка.
Так как же её назовёшь ты?… (синичка)
- Что вы знаете о синице? Какая она?
Дети: синичка -маленькая птичка. У неё чёрная головка, белые щёчки, грудка жёлтая и чёрный галстук. Синичкой назвали её за песенку си-си-си, синь-синь.
-Чем питаются синицы?
Дети : синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.
-Верно. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и спрячут с внутренней стороны веточки, чтобы выпавший снег не мешал
подобраться к кладовой. Лапки у неё цепкие- это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.
(слайд № 12)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья - белобока, а зовут её… (сорока)
- А на казахском языке слово «сорока» будет «сауысқан». Давайте повторим. Жақсы.
- Какая она?
Дети: сорока чёрно- белая, у неё белые пятнышки на крыльях. Голова, шея, грудка – черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле – прыгают. Они издают стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой.
-Чем питаются сороки?
Дети: сорока –птица всеядная.
- А вы знаете, что сороку в некоторых странах считают птицей счастья?
(слайд №13)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.(дятел) -Что вы можете сказать про дятла?
Дети : это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком», цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своим длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор.
- Дятла ещё называют «барабанщиком». Почему?
Дети: он долбит кору дерева, как будто играет на барабане.
(слайд № 14)
Платье серое надела
И к кормушке подлетела
Стала каркать «Кар-кар-кар!»
Что за птичий тут базар?
Кто это? (ворона)
- На казахском языке слово «ворона» будет «қарға».
- Посмотрите, какая она? Что вы знаете о вороне?
Дети: она большая, умная, важная, серьёзная. Сама серая, а крылья, хвост, голова чёрные.
-А почему её зовут ворона?
- Потому что она любит что-нибудь воровать (брать), например, в деревнях цыплят, утят, яйца.
-Да, ребята, ворона может поживиться и запасами продуктов на балконах в городе. Хоть ворона и вороватая птица, но от неё и польза есть. Она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах. Ворона- всеядная птица.
(слайд № 15)
Эти птички с хохолком
Икрасивые при том.
На рябину прилетели.
Эти птицы… (свиристели)
-Свиристели очень красивые, оперение у них плотное, спинка тёмная, а на крыльях полоски белого, чёрного и жёлтого цвета, а на голове украшение- большой хохолок серовато- розового цвета. Такими красивыми бывают только самцы, а самки и молодые птицы окрашены скромно. Питаются свиристели ягодами рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса.
-У зимующих птиц есть под перьями подпушек и у них очень твёрдый клюв и этим они отличаются от перелётных.
-Давайте отдохнём. Я приглашаю вас поиграть в игру «Воробей». Повторяйте слова за мной.

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(дети идут по кругу, заложив руки за спину, это - «голуби»)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
(в центре скачет на корточках ребёнок-«воробей»)
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка не робей.
(встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом).
(«воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают). Повторить 2 раза.
- Ребята, а как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?
-Тамерлан, как ты думаешь?
Тамерлан:
-Я думаю, что голод для птиц страшнее, потому что от холода они могут спрятаться где-нибудь, а от голода могут погибнуть.
-Ответ принимается. А кто ещё как думает? (выслушать ещё несколько ответов).- Да, ребята, если от холода птиц спасает плотный подпушек под перьями и укрытия, то от голода их спасти может только человек. А что мы с вами можем сделать, чтобы не дать птицам погибнуть, как помочь им выжить?
- Совершенно верно. Мы должны подкармливать птиц, а для этого нужны кормушки. И обязательно нужно соблюдать правила:

1. не сорить: не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки из-под корма;
2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут прилетать к этому времени;
3. кормить регулярно, особенно в мороз.
И весной птицы будут радовать нас своими песнями, а летом будут защищать наши огороды от вредителей.
-Сейчас мы поиграем (слайд №16). Игра называется « Чей корм?». Внимательно посмотрите и назовите, чем питаются воробей, синица, снегирь и дятел.
Ответы детей.
-Давайте проверим (слайд № 17).
- Ребята, вы сегодня многое узнали о зимующих птицах. Давайте ещё раз все вместе их назовем:
- Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, свиристель. А ещё, с нами зимуют голуби. Они не улетают в тёплые края. Ещё эту красивую птицу называют – птицей мира. «Көгершін»-это голубь. Давайте, ребята, повторим. Молодцы! Вы хотите, чтобы на нашей огромной земле всегда был мир.
(слайд № 18)
Дети : Да!!!
- Тогда давайте голубей нарисуем. Подойдите, пожалуйста, ко мне. (дети подходят к столу, на котором гуашь в баночках, лежат кисти и бумага голубого цвета) Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как думаете где голова, где шея? Покажите туловище птицы (ответы детей). А вот какой замечательный, пушистый хвост (дети рассматривают свои ладошки). Возьмите кисти и нанесите на ладошку белую гуашь (дети выполняют задание). А теперь приложите ладошки к листу бумаги и крепко прижмите, а потом резко поднимите вверх, стараясь не размазать(дети выполняют).
- Какие красивые у вас получились голуби! Но у них не хватает лапок, глаз, крыла и клюва и вы их сейчас дорисуете восковыми мелками (дети мелками дорисовывают у своих голубей недостающие детали).
-Вы просто художники. Пусть ваши работы подсыхают, а мы пока вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии.
Дети: о зимующих птицах, чем они питаются и том, что их нужно беречь и подкармливать зимой, чтобы они не погибли.
-Что нужно смастерить, чтобы удобнее было кормить птиц?
Дети: кормушки.
-Вам понравилось занятие?
Дети: да!!!
- Я благодарю вас за хорошую работу. Отдыхайте.

Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »

Программное содержание :

Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,

закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;

Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;

Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;

Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях

Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»

(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка - Это (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)

Сообщение темы.

Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )

Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)

Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .

Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.

Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Игра «Скажи наоборот»

Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)

У синицы хвост короткий, а у сороки…

Воробей маленький, а ворона…

Голубь тяжёлый, а воробей…

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)

Физминутка.

Пальчиковая игра «Дятел»

Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Игра «Улетают – не улетают»

Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)

Упражнение в образовании приставочных глаголов.

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .

Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .

Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?

Игра «Подбери слова»

Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.

Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.

Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.

Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.

Кормушку вокруг (что сделала… облетела.

(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)

Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.

Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)

Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .

Вопросы к тексту :

Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)

Итог занятия .

Логопед :

Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?

Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?

Представлен конспект логопедического занятия, на котором обобщаются знания детей по изученной теме.

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • закрепление умения детей делить слова на слоги
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • магнитная доска
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Назови по части целое"
  • дидактическая игра "Составь слово"
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

  • Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

  1. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

  • Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
  • Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • Для чего птице клюв?
  • Для чего птице крылья?
  • Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) . Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

  1. Физминутка.
  1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
  1. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

  1. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

  • Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • Для кого этот корм? (Для птиц)
  • Чей это корм? (Птичий корм)
  • Чья это пища? (Птичья пища)
  1. Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

Название птицы

<Рисунок 1>

Какая это птица? Зимующая или перелетная?

<Рисунок 2>

Эта птица крупная или мелкая?

<Рисунок 3>

Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

<Рисунок 4>

Чем питается зимой?

<Рисунок 5>

Где ночует?

<Рисунок 6>

Какую пользу приносит эта птица?

<Рисунок 7>

Дети составляют описательные рассказы

  1. Закрепление материала

Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу). Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по теме "Овощи-фрукты"
| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | зимующие птицы | какие птицы зимуют | птица скачать | для | детей | дитя | онр | онр у детей | подготовительная | подготовительная группа | группы песен | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие Зимующие птицы для детей с ОНР подготовительная группа Детский сад

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Выбор редакции
Александр Валерьевич Шульгин. Родился 25 августа 1964 года в Иркутске. Советский и российский композитор, музыкант, певец, автор песен,...

МКОУ «Артюховская СОШ» 1-8 классы Учитель ОБЖ Овсянников Валерий Георгиевич 2018 год Это необходимо знать! Первый лед только на...

Миллиардер зарабатывает деньги «грязными» руками? Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, третий по обороту публичный...

124. Производственные ресурсы предприятия: материальные, трудовые и показатели их использования . К производственным ресурсам предприятия...
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ архивариуса 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности,...
К великому сожалению профессия фрезеровщик сейчас не очень перспективна в глазах молодого поколения. У молодежи больше тяга к офисному...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный...
Одной из важнейших составляющих менеджмента в любой организации является система контроля, получившая название комплаенс. В переводе с...
Слайд 2 Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и...