Российский оборонно промышленный комплекс. Оборонно-промышленный комплекс


Оборонно-промышленный комплекс России в 2012-2015 годах

ОПК Российской Федерации обеспечивает национальную безопасность страны и предотвращает опасность вовлечения России в большую войну

Для концентрации технологических, производственных, финансовых и кадровых ресурсов организаций ОПК продолжались в соответствии с утвержденными планами-графиками и стратегиями развития отраслей ОПК структурные преобразования. К началу 2012 г. 55 интегрированных структур ОПК, включая 330 промышленных предприятий, концентрировали 60% объемов продукции ОПК (в 2003 г. 18 интегрированных структур, объединявших 88 промышленных предприятий, выпускали около 25,5% продукции ОПК). Формирование корпоративного базиса ОПК позволяло осуществить запуск самого масштабного за последние 20 лет инвестиционного цикла в ОПК и эффективно им управлять.

В период 2011-2016 гг. разработано и принято около 80 нормативных правовых актов, касающихся различных направлений деятельности организаций ОПК, включая девять федеральных законов. Принятый в 2012 г. указ президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» обозначил систему целей развития ОПК, предопределив:

а) оснащение ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), доведя к 2020 г. их долю до 70%;

б) приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих;

в) развитие Военно-морского флота, прежде всего в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке, в целях защиты стратегических интересов РФ.

При этом были поставлены задачи по:

– созданию качественно новой системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам национальной безопасности на период от 30 до 50 лет в интересах формирования государственных программ вооружения;

– расширению практики проведения открытых конкурсов и аукционов в рамках реализации государственного оборонного заказа и повышению ответственности за нарушение требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа;

– совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственного оборонного заказа и ценообразования в отношении продукции военного назначения;

– упрощению процедуры создания новых производств продукции военного назначения, в том числе посредством реализации механизма государственно-частного партнерства;

– созданию системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и специальной техники – от моделирования и проектирования до серийного выпуска изделий, обеспечения их эксплуатации и дальнейшей утилизации;

– созданию системы, направленной на совершенствование управления экономической деятельностью организаций оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации производственных процессов, позволяющих использовать передовые технологии, в том числе зарубежные, для создания качественной продукции;

– обеспечению динамичного развития прорывных высокорискованных исследований и разработок, фундаментальной науки и реализации прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе с участием Российской академии наук, государственных научных центров и ведущих университетов и т.д.

Достижение целей, установленных в этом указе, предполагало существенное повышение средств, выделяемых на реализацию Государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, что привело к усилению зависимости оборонных предприятий от заключаемых ими государственных оборонных контрактов, существенно сократив выпуск продукции гражданского и двойного назначения.

В этот период продолжилось:

– усиление вертикали управления военно-технической сферой страны, проявившееся в повышении статуса Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, которая стала рабочим органом президента РФ;

– укрепление вертикально-интегрированных структур ОПК;

– совершенствование законодательно-правовой базы функционирования системы технического оснащения ВС РФ (федеральные законы от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления правительства РФ от 5 декабря 2013 г. №1119 «Об утверждении положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», от 13 декабря 2013 г. №1155 «Об утверждении положения о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу» и т.д.);

– принятие базовых документов, связанных с программно-целевым планированием развития ОПК в интересах повышения эффективности оснащения ВС РФ современными видами вооружения, военной и специальной техники (прогноз развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации до 2030 г.; технико-экономические исходные данные на период до 2025 г.; перечень базовых и критических промышленных технологий на период до 2025 г. в обеспечение разработки проекта Государственной программы вооружения на очередной программный период и др.);

– создание целостной системы государственной поддержки промышленности, включающей в себя разнообразные институты и инструменты, охватывающие практически все категории предприятий;

– переход к заключению долгосрочных контрактов, контрактов полного жизненного цикла образцов ВВСТ и т.д.

Эти меры обеспечили появление ряда положительных тенденций в развитии ОПК:

– непрерывный рост объема промышленной продукции;

– повышение размера прибыли, получаемой оборонными предприятиями;

– достижение средней заработной платы в ОПК до конкурентоспособного уровня;

– снижение среднего возраста работников ОПК.

В целом с 2000 г. – с начала реализации курса на структурное реформирование и развитие ОПК – производительность труда к 2016 г. выросла более чем в 8 раз.

Новые геополитические условия, начавшие формироваться с конца 2013 г., обусловили введение против Российской Федерации множества санкций, что поставило отечественные оборонные предприятия в сложное положение, а резкое снижение цен на продукцию топливно-энергетического комплекса на мировом рынке и связанное с этим сокращение доходов федерального бюджета не позволили государству оказать финансовую помощь этим предприятиям в требуемых объемах. В результате возникшего в России финансово-экономического кризиса отдельные из зародившихся положительных тенденций в ОПК были нарушены.

Необходимость импортозамещения, обусловленная наложенными на Российскую Федерацию санкциями США и ЕС, привела к тому, что российские оборонные предприятия были вынуждены срочно переориентироваться на другие рынки комплектующих и элементной базы.

Значительно больший вклад, по сравнению с введенными санкциями западных стран, в актуализацию процесса импортозамещения внесла антироссийская политика Украины. Из-за прекращения поставок Украиной возникли проблемы в производстве некоторых видов военных судов для ВМФ. Россия вынуждена была переносить производство газотурбинных двигателей для фрегатов ВМФ с украинского предприятия «Зоря-Машпроект» в Николаеве на ОАО «Рыбинские моторы». Решалась и проблема по вертолетным двигателям, которые ранее производились на Украине.

Частично реализация политики импортозамещения началась еще в 2004 г., что существенно снизило остроту проблем, обусловленных прекращением технического сотрудничества с рядом иностранных государств, а накопленные к этому времени в оборонной промышленности страны научно-технический и производственно-технологический потенциалы позволили уже в 2017 г. фактически снять проблему замены зарубежных комплектующих на российские аналоги.

Даже в условиях очередного кризиса ОПК остался наиболее интенсивно развивающимся сегментом российской промышленности (в 2015 г. объемы производства выросли на 13%, в то время как в стране в целом они сократились на 5,1%, в 2016 г. – рост более чем на 10% против 1,3% в целом по стране).

При этом важно то, что ОПК обеспечивает выполнение основной своей функции как составной части военной организации, обеспечивая реализацию программ и планов развития системы вооружения ВС РФ – к началу 2017 г. доля современного вооружения и техники в армии и на флоте превысила 50%.

О повышении качества функционирования ОПК в последний период свидетельствует неуклонный рост степени выполнения государственного оборонного заказа в целом (в 2013 г. – 93%, в 2014 г. – 96,7%, в 2015 г. – 97,6%, в 2016 г. – 98,8%).

В то же время ориентация преимущественно на выполнение государственных оборонных контрактов создала опасность того, что многие оборонные предприятия, утратив свои позиции на рынках гражданской продукции, при сокращении государственного оборонного заказа по мере достижения заданных параметров состояния ВС РФ окажутся в сложной экономической ситуации. В этой связи президентом России поставлена задача последовательного повышения доли продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производства ОПК (к 2025 г. до 50%), что актуализировало работу по диверсификации производства оборонных предприятий.

3 июля 2016 г. принят федеральный закон №317-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и статью 7.292 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на совершенствование взаимодействия государственных заказчиков и головных исполнителей (исполнителей) государственных контрактов по выполнению заданий ГОЗ и усиления ответственности за качество исполнения принятых обязательств.

В данный период разработаны Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу (далее – Основы-2025) и утверждены указом президента РФ от 23 февраля 2017 г. Организована работа по разработке и утверждению плана мероприятий по реализации в 2017-2020 гг. Основ-2025. Основами-2025 предусмотрен комплекс задач по дальнейшему наращиванию и эффективному использованию потенциала ОПК.

Сформирована система программно-целевого планирования развития ОПК. В частности, утверждены постановлением правительства РФ от 16 мая 2016 г. №425-8 государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и изменения в федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.». В соответствии с постановлением правительства РФ в рамках указанной программы и ГОЗ на предприятиях ОПК осуществляются разработка промышленных базовых и критических технологий, а также работы по техническому переоснащению и реконструкция части производственной и экспериментально-технологической базы, что позволило существенно повысить производственно-технологическую готовность к выполнению ГПВ-2020.

В рамках государственных и федеральных целевых программ разработано более 900 промышленных технологий, введены в действие около 400 объектов капитального строительства. Разработаны и активно применяются такие инструменты государственной поддержки и стимулирования развития организаций ОПК, как различного вида субсидии, государственные гарантии и др.

Завершена организационная интеграция ОПК. Сформирован мощный корпоративный базис, который в настоящее время включает 65 интегрированных структур – это новые центры компетенции в оборонной промышленности, концентрирующие около 78% от общего объема выпуска продукции организаций ОПК. Осуществляется лицензирование деятельности в области ГОЗ. На сегодняшний день количество действующих лицензий на деятельность в сфере ГОЗ составляет почти 1,8 тыс. лицензий.

Благодаря мерам государственной поддержки, в первую очередь в рамках указанных программ и ГОЗ, в 2011-2016 гг. отмечаются высокие устойчивые темпы развития ОПК. По сравнению с 2010 г. объем промышленного производства ОПК в 2016 г. увеличился в 1,9 раза (см. таблицу), а за весь период реализации курса на развитие ОПК (2007-2016 гг.) – почти в 2,9 раза.

Объем промышленной продукции, произведенной предприятиями ОПК за 2016 г., вырос на 10,7%. За счет опережающих темпов роста доля продукции ОПК (военного, двойного и гражданского назначения) в общем объеме промышленного производства России возросла в 2016 г. на 0,5% по сравнению с 2015 г.

За счет внедрения новых технических решений производительность труда выросла за 2011-2016 гг. в 1,9 раза. В 2016 г. прирост производительности труда составил 10,3% к уровню 2015 г. О качестве экономического роста в ОПК также свидетельствует увеличение доли инновационной продукции в общих объемах производства продукции оборонной промышленности и рост продукции, производимой на экспорт. Улучшается возрастной состав парка оборудования.

Знаковым для оборонной промышленности России стало возрождение института генеральных конструкторов по созданию ВВСТ.

Институт генеральных конструкторов был введен в СССР в 1956 г. Роль и статус генерального конструктора определялись самим порядком назначения на эту ключевую должность в системе военно-промышленного комплекса страны. Кандидатуры генеральных конструкторов рассматривались и утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС.

…и ракетными подводными крейсерами стратегического назначения.

В постсоветский период в новых экономических условиях по ряду причин роль генеральных конструкторов снизилась.

Понимая стратегическую важность эффективного управления разработкой перспективного вооружения и в целях формирования и реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования ВВСТ, указом президента РФ от 19 января 2015 г. №18 «О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники» утверждено положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники, которым определены права, обязанности и ответственность генерального конструктора, а также порядок его деятельности.

В соответствии с положением, генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) ВВСТ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следующим логичным шагом, направленным на повышение эффективности управления разработкой перспективного вооружения, стало создание института руководителей приоритетных технологических направлений в соответствии с указом президента РФ от 20 июля 2016 г. №347 «О руководителе приоритетного технологического направления».

На руководителя приоритетного технологического направления возложено руководство работами по созданию и внедрению промышленных технологий для инновационного развития ОПК и разработки ВВСТ, а также координация разработок в данной сфере.

В целом анализ истории становления и развития оборонно-промышленного комплекса свидетельствует о следующем:

– его развитие осуществлялось в большей степени путем ситуационного управления (в 1920-е гг. – из-за необходимости сохранить оставшуюся не разрушенной промышленность; в 1930-е гг. – под воздействием надвигающейся военной угрозы; в 1940-е гг. – в силу быстро меняющейся военной ситуации; в 1950-е гг. – из-за опасности отстать в развитии средств вооруженной борьбы; в 1960-1980-е гг. – вследствие гонки вооружения; в 1990-е гг. – в результате кардинальных перемен в стране; с конца 1990-х гг. – под циклическим воздействием финансово-экономических кризисов различного масштаба); это не оставляло возможности для выработки стратегии его развития с системных позиций, т.к. быстрая изменчивость военно-политической ситуации в мире, а также форм и способов ведения вооруженной борьбы постоянно требовали оперативной реакции на новые угрозы;

– система управления оборонной промышленностью в своем развитии сменила несколько фаз централизации и децентрализации, что показало способность ОПК функционировать в различных вариантах управления, но с разной эффективностью (при этом наибольшая степень централизации была обеспечена с конца июня 1941 г., когда в ходе Великой Отечественной войны был образован чрезвычайный и полномочный орган – Государственный комитет обороны (ГКО), решавший все политические и экономические вопросы и обладавший всей полнотой власти; в июле 1941 г. была создана Ставка Верховного главнокомандования, решавшая все военные вопросы, в том числе связанные с управлением оборонной промышленностью);

– начиная с предвоенных лет и до начала 1990-х гг. была обеспечена жесткая увязка развития оборонно-промышленного комплекса с целями развития Вооруженных Сил и экономики страны; при этом все составные части военной организации формировали единое целое и гармонично дополняли друг друга с точки зрения решения задач технического оснащения ВС РФ;

– качественно новый этап послевоенного развития всех объектов военно-технической политики наступил в 1990-х гг. с переходом к рыночной экономике, главным следствием которого стало изменение парадигмы их функционирования (при этом перемены, произошедшие в 90-х гг. ХХ века, носили в основном деструктивный характер, в результате чего эффективность функционирования оборонно-промышленного комплекса резко снизилась);

– предпринимаемые с начала ХХI века меры вначале стабилизировали, а затем создали условия для интенсификации развития оборонно-промышленного комплекса в системе рыночных отношений;

– несмотря на все сложности, ОПК Российской Федерации обеспечивает национальную безопасность страны и предотвращает опасность вовлечения России в большую войну.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы оборонно-промышленного комплекса (ОПК). История развития ОПК на Алтае, его понятия и структура. Состояние и перспективы эффективного развития, причины гибели оборонно-промышленных предприятий. Направления по выходу из кризиса и стабилизации.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Теоретические аспекты изучения оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Законодательные основы и структура органов управления ОПК РФ. Характеристика предприятий ОПК Хабаровского края. Анализ задач обеспечения национальной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Понятие и сущность военно-промышленного комплекса России, география и факторы размещения отраслей, современная конверсия. Формирование новых военно-промышленных компаний и факторы, благоприятствующие данному процессу на сегодня, направления развития.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2012

    Теоретические основы торговли вооружениями и военной техникой, факторы и предпосылки развития данной сферы деятельности на сегодня, нормативно-правовое регулирование. Направления совершенствования экспортной деятельности оборонно-промышленного комплекса.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Сравнительный анализ функционирования военно-промышленного комплекса Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Структура военной экономики и ее связь с национальной. Расходы на оборону. Мировой портфель экспортных заказов 2005-2012 годов.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2016

    Теоретические основы военно-промышленного комплекса РФ. География и факторы размещения отраслей ВПК. Конверсия ВПК в 90-е годы и современная конверсия. Формирование новых военно-промышленных компаний. Внешнеэкономические связи и перспективы развития ВПК.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2012

    Крупнейшие авиастроительные предприятия России. Развитие ракетно-космической промышленности. Артиллерийско-стрелковое вооружение как важная отрасль военно-промышленного комплекса. Производство бронетанковой техники, ядерного и стрелкового оружия.

    Промышленная политика в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации (далее — ОПК) осуществляется в соответствии с целями, задачами и приоритетными направлениями государственной политики в области развития ОПК, утверждаемой Президентом Российской Федерации на десятилетний период и дальнейшую перспективу, и законодательством Российской Федерации в области обороны.

    Одной из основных задач в области стимулирования и поддержки инновационного развития ОПК, реализации его конкурентных преимуществ, продвижения технологий и промышленной продукции на рынки высокотехнологичных товаров и услуг является диверсификация производства путем использования технологий двойного назначения, наращивания объемов производства продукции гражданского назначения и расширения номенклатуры. Поручением Президента России от 05.12.2016 г. № Пр-2346 установлена доля продукции гражданского назначения и продукции двойного назначения от общего объема продукции оборонно-промышленного комплекса, которая должна вырасти до 30 % к 2025 году и до 50 % к 2030 году.

    Сегодня крайне важно сформировать государственный спрос на гражданскую продукцию ОПК и разработать расширенный перечень продукции, необходимой для реализации национальных проектов. Первым шагом в этом направлении является установление ключевых показателей эффективности: рост доли закупаемой у оборонных предприятий продукции — для крупных госкомпаний, рост доли выпуска гражданских товаров — для оборонных организаций.

    Под так называемым гражданским рынком закупок мы предлагаем понимать в данном случае особые формы и методы поставки товаров, оказывания работ и услуг за исключением государственного оборонного заказа (ГОЗ).

    В рамках национальных проектов приоритетными рыночными нишами для организаций ОПК сегодня являются: медицина, транспортное маши-
    ностроение, радиоэлектроника, строительно-дорожная техника, энергетическое машиностроение и другие. Емкость данных рынков в части компетенций организаций ОПК сейчас оценивается в размере 1,2 трлн руб.

    Кроме национальных проектов, сегодня уже действует ряд нормативных правовых мер, стимулирующих закупку гражданской продукции у российских оборонных организаций:
    . запрет на иностранные товары и услуги для нужд обороны страны и безопасности государства (ПП РФ № 9);
    . ограничения и условия допуска отдельных видов иностранной радиоэлектронной продукции (ПП РФ № 968);
    . запрет на допуск продукции станкоинструментальной промышленности для нужд обороны страны (ПП РФ № 239);
    . ограничение допуска иностранного оружия, боеприпасов и их деталей (ПП РФ № 1119);
    . запрет на закупку мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ
    № 1072);
    . ограничения и условия допуска лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ № 1289);
    . запрет на иностранные товары легкой промышленности (ПП РФ № 791);
    . ограничения и условия доступа стентов для коронарных артерий, а также катетеров (ПП РФ № 1469);
    . запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ № 656);
    . ограничения и условия допуска отдельных видов иностранных медицинских изделий (ПП РФ № 102);
    . запрет на допуск иностранного программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ № 1236).

    Вместе с тем в рамках диверсификации перед организациями стоит ряд трудностей, связанных с выходом на новые внутрироссийские рынки гражданской продукции. Организации ОПК осуществляют хозяйственную деятельность, прежде всего, в интересах обеспечения
    обороны и безопасности государства в рамках государственного оборонного заказа (далее —ГОЗ). На производство продукции, поставляемой по ГОЗ, установлена фиксированная рентабельность, на часть оборонной продукции распространяется государственное регулиро-
    вание цен, что негативно отражается на результатах финансово-экономической деятельности организаций. Следствием государственного регулирования в сфере ГОЗ становится недостаток у оборонных предприятий инвестиционных ресурсов, которые бы могли быть направлены на разработку и производство новой продукции гражданского назначения.

    В целях снижения барьеров входа на рынки продукции предлагается обеспечить возможность установления для организаций ОПК дополнительных преимуществ при участии в процессе закупок продукции гражданского назначения. Мы считаем, что в целях адаптации оборонной промышленности к функционированию в рыночных условиях — необходимо обеспечить преференциальный режим при поставках продукции (работ, услуг) организаций ОПК для государственных и муниципальных нужд.

    Возможность установления преференций (национальный режим и особенности его обеспечения) закреплена в пункте 30 Протокола о порядке регулирования закупок Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

    В Российской Федерации данный режим реализован ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе…», согласно которой федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливает
    условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет.

    Во исполнение данной нормы закона приказом Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н определены данные условия и утвержден Перечень товаров, рассмотрение и оценка заявок которых происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

    Целесообразно расширить данный перечень, включив в него основную продукцию гражданского назначения, выпускаемую организациями ОПК. По нашим оценкам, это позволит включить в него не менее 85 новых категорий (по кодам ОКПД 2) из числа номенклатуры продукции, производимой организациями ОПК.

    Предложенный подход позволит организациям ОПК, продукция гражданского назначения которых, как правило, имеет высокую себестоимость, в том числе и за счет специфики оборонных производств, на равных конкурировать по данному параметру с остальными поставщиками.

    Переходный период, обеспеченный преференциальным режимом, будет использован организациями ОПК для перестройки системы управления предприятиями, в том числе обучения персонала маркетинговым основам (определение перспективных компетенций и рынков сбыта), разработки и вывода на рынок конкурентоспособной продукции гражданского назначения, технического и технологического перевооружения предприятий.

    Реализация преференциального подхода будет способствовать устойчивому развитию процессов диверсификации ОПК, росту деловой активности как промышленных предприятий, так и высокотехнологичных наукоемких компаний малого и среднего бизнеса.

    КЛАСТЕРНЫЕ ЗАКУПКИ

    Реализация мероприятий, связанных с использованием технологий двойного назначения и расширением номенклатуры соответствующей продукции — одна из основных общесистемных задач в рамках диверсификации ОПК. В дополнение к преференциальному подходу, перспективным механизмом, который при его системной реализации может обеспечить дополнительный прирост гражданской продукции ОПК, может стать развитие кластерного взаимодействия оборонных организаций и инновационных компаний на принципах партнерства.

    Можно отметить определенные позитивные итоги реализации программ господдержки инновационно-территориальных и промышленных кластеров. Минпромторг России развивает 43 промышленных кластера, а Минэкономразвития России — 27 инновационно-территориальных кластеров, в том числе 12 суперкластеров мирового уровня.

    Уже сегодня кластеры стали важным драйвером социально-экономического и промышленного развития регионов: создаются новые высокопроизводительные рабочие места, растет налогооблагаемая база. Механизм стал широко востребован представителями как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Сегодня в одних только промышленных кластерах задействовано более 600 организаций с годовым объемом выпускаемой продукции более 1 трлн рублей. Вложенные государством средства показали высокую эффективность, в том числе, в рамках реализации программ импортозамещения и создания отечественной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

    Сильной стороной кластерного подхода является так называемая возможность «командной игры» госкомпании со своими поставщиками в целях развития поставщиков до того уровня, на котором поставляют качественную продукцию по выгодной цене.

    Сегодня в коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации действует специальная Межведомственная рабочая группа по научно-промышленному кластеру двойного назначения. Научно-промышленный кластер двойного назначения — это особая форма кластерной кооперации, основанная на принципах государственно-частного партнерства с участием организаций ОПК и являющаяся интегратором регионального научно-промышленного комплекса.

    Цель научно-промышленных кластеров двойного назначения — обеспечить сохранение необходимой инфраструктуры, промышленного оборудования, кадров технологических и научных заделов для быстрого переключения между режимами диверсификации и мобилизации экономики предприятий ОПК и запустить процессы реиндустриализации региональной экономики в целом.

    Специфика реализации кластерных механизмов в ОПК во многом связана со следующими аспектами:

    Ядро кластера часто составляют предприятия с госучастием, что ограничивает пространство рыночного маневра: организации ОПК вынуждены руководствоваться не только требованиями рынка, но и установленными задачами (задания гособоронзаказа, сохранение моб-мощностей);
    . необходимость в особых компетенциях организации, которая претендует на роль ядра кластера сферы ОПК и обеспечения его профессиональными кадрами (вузы, научные центры и т. д.);
    . потребность в научно-образовательных и инжиниринговых центрах, способных осуществлять трансфер технологий в области диверсификации ОПК с соответствующими допусками к информации;
    . необходимость разработки специальных механизмов трансфера технологий двойного назначения, связанных с ценообразованием, амортизацией оборудования, экспортно-импортными операциями и др.;
    . осуществление научно-технической экспертизы и трансфера технологий при соблюдении порядка работы с информацией ограниченного использования.

    Одной из возможных схем формирования научнопромышленных кластеров двойного назначения на современном этапе может стать интеграция инновационно-территориальных и промышленных кластеров при участии заинтересованных организаций ОПК и специальных центров компетенции в регионах присутствия (см. рисунок). Кластерный подход открывает перед организациями ОПК значительные перспективы, прежде всего связанные с притоком новых идей и частных инвестиций в исследования и разработки, трансфер технологий и внедрение инноваций, выход на новые рынки сбыта в стране и за рубежом. Вовлечение резидентов научно-промышленных кластеров, с одной стороны, позволит оборонным организациям сохранить стратегический контроль поставщиков разных уровней кооперации и перевести часть рисков привлечения субъектов МСП на государственные научные организации. С другой стороны, механизм кластерных закупок может обеспечить дополнительный платежеспособный спрос со стороны государства на высокотехнологичную продукцию, работы и услуги, а также создаст дополнительные высокотехнологичные рабочие места на базе привлекаемых субъектов МСП. Именно этому вопросу — взаимосвязи диверсификации предприятий ОПК и социально-экономического развития в регионах их присутствия — было посвящено очередное заседание Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения, которое состоялось 22 апреля 2019 года под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии
    Российской Федерации О. И. Бочкарева на тему: «О кластере двойного назначения как эффективном механизме диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса и реиндустриализации региональной экономики Российской Федерации». В заседании приняли участие представители Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минобороны России, Минобрнауки России, Минприроды России и Минстроя России; директора ведущих научно-исследовательских организаций и предприятий ОПК, представители нескольких банковских структур и институтов развития, а также промышленных регионов России — Московской области, города Санкт-Петербурга, Красноярского края и Новосибирской области.

    Участники заседания признали важность согласованной межведомственной работы над созданием организационно-правовых механизмов обеспечения деятельности по формированию научно-промышленных кластеров двойного назначения для того, чтобы процесс диверсификации ОПК стал мощным драйвером общего социально-экономического развития.

    Одним из механизмов для развития научнопромышленных кластеров двойного назначния и запуска процессов реиндустриализации региональной экономики, то есть развития новых высокотехнологичных производств, замещающих прежние или способствующих их переводу на новую технологическую базу, участники предлагают рассматривать также офсетный контракт, который позволяет заказчику стимулировать вложение инвестиций в новые производства или модернизацию существующих мощностей.

    ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ

    Офсетный контракт позволяет заказчику в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 44-ФЗ заключить государственный (муниципальный) контракт на территории региона с поставщиком товара, который наладил соответствующее производство товара в рамках офсетного контракта. Иными словами, за вложение инвестиций в производство региона инвестору предоставляются гарантии сбыта производимой продукции государственному или муниципальному заказчику. Особенности офсетного контракта:

    1. Срок действия офсетного контракта ограничен 10 годами.

    2. Минимальный объем инвестиций должен составлять 1 миллиард рублей.

    3. Офсетный контракт предусматривает максимальный срок, в течение которого осуществляются создание или модернизация и (или) освоение производства. Реализация мероприятий в указанный срок позволяет инвестору-поставщику заключить государственные (муниципальные) контракты на территории региона.

    4. В офсетном контракте указывается орган исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается, а также порядок определения
    цены контракта.

    Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 г. № 1441 в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 44-ФЗ порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара — юридическим лицом в соответствии со статьей 111.4 указанного Федерального закона, а так-же к порядку определения цены такого контракта»
    устанавливает к начальной (максимальной) цене контракта следующие требования:
    . если в отношении товара осуществляется тарифное регулирование, то предельная цена устанавливается с учетом правовых актов о таком регулировании и не может превышать цену, определенную в соответствии с ними;
    . в иных случаях цена определяется с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а если товар реализуется на биржевых торгах, то не может превышать сформированную на них цену.

    Цена контракта на поставку товара определяется исходя из предельной цены единицы товара и количества (объема) закупаемого товара.

    5. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий
    встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации» поставщиком-инвестором предоставляется обеспечение исполнения государственного контракта в части инвестиционных обязательств в размере от 2 до 5 % объема инвестиций. Государственный контракт может предусматривать выплату аванса, которая, в свою очередь, может быть обусловлена предоставлением поставщиком-инвестором обеспечения в размере аванса. Указанное обеспечение предоставляется отдельно от обеспечения, описанного выше и касающегося инвестиционных обязательств.

    Первый офсетный контракт был заключен в Москве в 2017 г. с компанией «Биокад», сумма контракта — 14 млрд руб.

    В рамках состоявшегося заседания Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения представителями Проектного офиса Минпромторга России было предложено обеспечить возможность заключения офсетных контрактов не только на региональном, но и на межрегиональном и федеральном уровнях, расширить срок действия контрактов при реализации экспортоориентированных проектов, снизить минимальный уровень инвестиций в экспортоориентированные проекты и установить фиксированные обязательства по осуществлению заказчиком закупки для обеспечения федеральных нужд. Данные меры, по мнению участников заседания, позволят сделать инвестиционно более привлекательными вложения в отечественное промышленное производство, расширить перечень продукции российского производства, в том числе на базе научно-промышленных кластеров с участием организаций ОПК.

    В результате, согласно Протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарева № БО-П22-прВПК «Институту государственно-частного планирования совместно с Минобороны России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минстроем России, Минприроды России, Госкорпорацией «Роскосмос», Госкорпорацией «Внешэкономбанк», Фондом перспективных исследований, ФГУП «ВНИИ "Центр"», ФГБУ НИИ «Восход», ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» было поручено:
    - продолжить разработку организационно-правовой основы для интенсификации процессов диверсификации организаций ОПК путем создания научно-промышленных кластеров двойного назначения, включая создание Центра компетенций по кластерам двойного назначения на базе Военного инновационного технополиса «ЭРА»
    - оценить кластерный потенциал существующих региональных консорциумов предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назна- чения, в том числе, с участием организаций ОПК, выявить организацию-лидера кооперационного процесса, с целью распространения положительного опыта;
    - подготовить предложения по корректировке методических указаний по формированию Программ инновационного развития (ПИР) путем включения в них требований о первоочередном и систематическом отборе интеллектуальных результатов НИОКР, созданных при выполнении государственных программ (ФЦП) и ГОЗ; ввода с 2019 г. системы экспертных заключений по оценке результативности ПИРов в части реализации в ПИРах интеллектуальных результатов НИОКР;
    - разработать и применить на базе создаваемых научно-промышленных кластеров двойного назначения единый сквозной цикл научно-технологического развития, обеспеченный необходимыми и достаточными мерами государственной поддержки, с целью расширения перечня передовых технологий, имеющих критическое значение для стратегических отраслей промышленности, а также в целях «реализации совместного проекта участников промышленных кластеров по запуску производства компонентной базы с учетом необходимости достижения показателей прироста поставок указанной промышленной продукции предприятиям, расположенным на территории России» (согласно протоколу совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака от 31.01.2019 г. № ДК-П9-18пр);
    - подготовить предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ № О промышленной политике в Российской Федерации».

    Институту государственно-частного планирования совместно с Минэкономразвития России подготовить рекомендации для руководителей регионов по мерам и комплексным показателям эффективности поддержки производственных программ предприятий путем формирования гарантированного регионального заказа».

    Журнал "Госзаказ: управление, размещение, обеспечение" № 56

    Авторы Статьи:

    Антипина Елена Александровна- руководитель Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения коллегии Военнопромышленной комиссии Российской Федерации, генеральный директор Института государственно-частного планирования.

    Журенков Денис Александрович- начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП «ВНИИ «Центр» (Минпромторг России)

    Шелоумов Михаил Александрович- к.ю.н, руководитель направления методологии государственных и корпоративных закупок ООО «Электронная торговая площадка «ГПБ»

    Актуальные торги

    Наименование и номер

    Заказчик

    Прием заявок

    Цена, руб.

    Другие новости

    Диверсификация ОПК и реализация нацпроектов - чего ждать от предстоящего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»?

    Состоялся восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»

    Восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»

    Обучающий семинар в Ульяновске - Профессионализм заказчиков как фактор эффективности контрактной системы в сфере закупок

    Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.

    Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия

    Введение..................................................................................................................3

    1. Состав ОПК РФ..................................................................................................5

    2. Законодательные основы..................................................................................6

    3. Федеральные органы исполнительной власти в управлении оборонно-промышленным комплексом..............................................................................16

    3.1. Министерство обороны РФ..........................................................................17

    3.2. Министерство промышленности и энергетики РФ..................................19

    3.2.1.Департамент оборонно-промышленного комплекса.............................19

    3.2.2. Федеральное агентство по промышленности.........................................22

    3.3. Федеральное космическое агентство..........................................................24

    3.4. Федеральное агентство по атомной энергии.............................................25

    3.5. Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств.........................................................................................28

    3.6. Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ......................29

    4. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации.............................................................................................................39

    Заключение...........................................................................................................44


    Введение.

    Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности являются его вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность – одна из главных потребностей государства и общества – сегодня приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира. Необходимость такого понимания и реальных действий политического руководства страны обусловлено также действиями западных стран, и прежде всего США, стремящихся изменить баланс вооруженных сил в свою пользу, как на Западе, так и на южных границах России.

    Разработкой основных направлений и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса обязано заниматься государство. Оно призвано определять направления государственной оборонно-промышленной политики, необходимый уровень военно-технического потенциала страны с учетом складывающейся международной ситуации.

    При этом важно учитывать исторический опыт создания и развития ОПК, накопленный в СССР и за последние 15 лет существования российского государства. Без учета позитивного и негативного в этом опыте невозможно определять стратегию развития оборонно-промышленного комплекса. Этим в значительной мере определяется актуальность избранной темы исследования, необходимость анализа проблем ОПК в государственной политике современной России. При этом важно учитывать и накопленный зарубежный опыт в этой сфере. Еще одним актуальным фактором, наряду с вышеназванными, является существенное повышение значимости в вооруженной борьбе и противостоянии государств информационной политики, внедрения и использования широкого спектра средств информационной войны как открытых, так и скрытых, не явных технологий. В результате сегодня критерии защищенности государств от военных угроз оказались не в полной мере соответствующими современным методам, способам и формам военного противоборства. Это, в свою очередь, вынуждает политическое руководство ведущих государств мира активизировать деятельность по совершенствованию и развитию своих оборонно-промышленных комплексов, решению их социально-экономических и политических проблем. Следует так же отметить такую особенность функционирования оборонно-промышленного комплекса, как стремление ряда международных террористических организаций использовать его передовые технологии, особенно средства массового поражения, в своих преступных целях. После 11 сентября 2001 г., трагических событий с захватами заложников (в Москве в октябре 2002 г., в Беслане в сентябре 2004 г.) стало окончательно ясно, что на смену «холодной войне» пришла война совершенно иного характера – война с международным терроризмом. Поэтому применение военной силы выступает одним из способов противодействия такому злу, как глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп.

    Все эти объективные факторы обуславливают необходимость постоянного внимания государства к проблемам ОПК, а научную общественность – к анализу актуальных проблем политического и социально-экономического развития российского оборонно-промышленного комплекса, поиску путей повышения его эффективности.

    Объектом исследования является оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации как важный инструмент обеспечения национальной безопасности государства.

    Предмет исследования – система государственного управления российским оборонно-промышленным комплексом.


    1. Состав ОПК РФ.

    Сегодня оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2004 года №1009 (с изменениями на 19 ноября 2007 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

    · федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

    · открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

    ОПК состоит из нескольких отраслей:

    1. Авиационная промышленность.

    2. Ракетно-космическая промышленность.

    3. Промышленность боеприпасов и спецхимии.

    4. Промышленность вооружений.

    5. Радиопромышленнсоть.

    6. Промышленность средств связи.

    7. Электронная промышленность.

    8. Судостроительная промышленность.

    9. Межотраслевые структуры и предприятия.

    2. Законодательные основы.

    Основным законом, регулирующим основы существования и функционирования оборонно-промышленного комплекса РФ является Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об Обороне».

    Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

    Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

    Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

    В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

    В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).

    Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

    Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

    Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

    Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выбор редакции
ИП без печати – реальность или наказуемая вольность? Сегодня далеко не все индивидуальные предприниматели с опытом ведения...

Можно ли перенести отпуск на следующий год? Да, при соблюдении определенных условий перенос отпуска возможен как по желанию работника,...

Выше подчеркивалась целесообразность модернизации оборудования с целью более эффективного его использования. Учитывая важность данного...

Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел...
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник,...
Н.А. Абрамова Генеральный директор ТД «Альфа-Сервис» Журнал «Планово-экономический отдел », № 3 за 2011 год Новый год, 23 февраля, 8...
Приказ о дисциплинарном взыскании издается на основании объяснений сотрудника (в письменном виде), нарушившего трудовую дисциплину....
178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч....
Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные,...