Перелетные птицы, конспект занятия по ознакомлению с природой. Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы Конспект занятия перелетные птицы в старшей группе


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы»

Старшая группа

Цель: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Интеграция образовательных областей.

    Социально - коммуникативное развитие.

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Художественно – эстетическое развитие.

    Физическое развитие.

Задачи.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

закрепить представление о перелетных и зимующих птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на перелетных и зимующих, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», привитие чуткости к поэтическому слову.

«Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Воспитатель : А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: ноябрь.

Воспитатель : Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Презентация

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди.

1 слайд три картинки осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: -Молодцы, ребята.

А. Плещеев «Перелетная птичка»

… Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Воспитатель: ребята, а что происходит с птицами?

Дети: Они улетают в тёплые края.

2 слайд: птицы улетают в теплые края

Воспитатель: как можно назвать таких птиц?

Дети: это птицы перелетные. Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, утки, гуси, лебеди.

3 слайд: перелетные птицы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.

Дети: Да.

4 слайд: построение птиц в полете.

Воспитатель:

Журавли клином впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Физминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель:

Ребята, все птицы улетят в теплые края. Мы останемся совсем без птиц?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь.

5 слайд: зимующие птицы.

Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний» (слайды)

6 слайд Ласточка – снегирь – скворец – аист

7 слайд Воробей – грач – журавль – цапля

8 слайд Сорока – соловей – кукушка – ласточка

9 слайд Цапля – голубь – аист – грач

10 слайд Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Воспитатель: - Чем страшна птицам зима?

Дети: Голодом.

Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их, делать кормушки и кормить птиц.

11 слайд: кормушки.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.

Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы".

Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети : Белые и черные.

12 слайд: лебеди

Воспитатель: Какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые.

Продуктивная деятельность. Лепка.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Птицы перелетные Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки.

В края теплые летят, Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи,

Стаи лебединые, дети загибают по очереди

Стаи соловьиные, пальцы на руке

Гусиные, утиные –

К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят.

(Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, какие новые слова запомнили? (перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.

Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитатель: Марченкова М.Ф. ГОУ комбинированного вида д /с № 1174 Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц. 3. Упражнять детей: - в образовании сложных прилагательных; - в составлении сложноподчиненных предложений. 4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. Перелетные птицы Старшая группа

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? -Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? - Назовите перелетных птиц? Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла. А.Плещеев

Соловей немного крупнее воробья. Обитает в светлых лесах, садах и парках, обычно по сырым местам. Питается насекомыми. Песня - набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено), число которых может достигать 12, повторяется несколько раз. Крик - низкое “ фюить-трр ”. Кто без нот и без свирели, Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей) Соловей – соловушка, Светлая головушка. Только солнышко взойдёт, Звонко песню пропоёт. Громко заливается. Для друзей старается. Оживает всё кругом. С песней счастье входит в дом.

Кукушки довольно рано отправляются на места своих зимовок в Среднюю и Южную Африку, на юг Аравии и Азиатского материка. К концу августа у нас в средней полосе уже не остается взрослых кукушек. Молодые отлетают позднее старых и встречаются под Москвой до половины сентября. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Трудно представить лес без птиц, без их пения, но ещё труднее без кукушки. Громкое «ку-ку» самца и характерную булькающую трель самки каждый из нас неоднократно слышал.

Это ласточка. Она живет в селе и в городе. Может жить на берегах рек. Эта птица питается насекомыми. На зиму она улетает. Ласточка – перелетная птица. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. /Ласточка/

Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/

Перелет птиц. Одни летят днем (аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи), а другие ночью (мухоловки, славки, трясогузки, а некоторые и летят и идут пешком, например, коростель-дергач. А)Птичий клин - построение перелётных птиц при дальних перелетах. Клиновой строй используют журавли, гуси и многие другие виды птиц для облегчения утомительных дальних перелетов. Б) Прямым фронтом (шеренгой, цепочкой) или же гуськом – летят гуси, утки, чирки. В) Скученной беспорядочной стаей - летят кулики, врановые, мелкие воробьиные, скворцы, дрозды и другие мелкие птицы.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - О каких новых перелетных птицах вы узнали? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе.

тема: «Перелетные птицы»

Воспитатель Марченкова М.Ф.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (соловей)

Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)


Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»

Цель : продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Задачи .
Обучающие .
Дать знания о перелетных птицах (скворец, грач, кукушка): внешний вид, питание, место обитания. Познакомить с новой птицей – трясогузкой. Учить отгадывать птиц по голосу.
Развивающие .
Закрепить знание о видах птиц(зимующие, перелётные). Развивать связную речь, умение образовывать однокоренные слова (грач-грачонок, скворец- скворчонок, кукушка-кукушонок)
Воспитательные
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, дерево, зимующие птицы, картинки грача, скворца, кукушки, трясогузки, разрезные картинки, мяч, картинки раскраски, карандаши
Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Собери картинку», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Перелетные, зимующие», словесная игра «Назови птенца», раскрашивание картинок, подведение итогов.
Ход .
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышите?(пение птиц)
- Почему птицы так радуются? (потому что пришла весна).
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
- Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, клест, сорока).
- Как одним словом назвать этих птиц? (зимующие)
- А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица? (скворец)
- Чем она отличается от птиц на дереве? (она перелетная)
- Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»
- Ребята, поможем перелетным птицам?
- Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием.(Дети находят конверт с цифрой 1)
- Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц.
- Первая загадка: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей»
(грач)
- Опишите грача, какой он? Где живет? Чем питается? Когда прилетает?
- Вторая загадка: «Нам часто слышится в леску между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку! Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко?» (кукушка)
- Расскажите, что вы знаете о кукушке (дети рассказывают, воспитатель дополняет)
Третья загадка «Прилетели певцы – молодой весны гонцы. Они в скворечнике живут, песни звонкие поют» (скворцы)
Рассказ ребенка о скворце «Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.»
- С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.
Второе задание - собрать картинку из частей. (Дети собирают разрезную картинку и называют птицу, изображенную на ней)
Воспитатель:
- Трясогузка небольшая птица, ростом с воробья, но очень стройная.
- Какие перышки у этой птички? (Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки)
- Какие ноги? (длинные)
- Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури. Давайте споем песенку трясогузки.
- Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
- Поиграем с трясогузкой
Птичка трясогузка весело живёт(хлопать руками по бокам)
Головой мотает (повороты головы в стороны)
Хвостиком трясёт. (полуприсед)
Крылышки расправит, в небо упорхнёт, (руки в стороны)
Мошку в клюв поймает (соединить ладони вместе)
И к Птенцам нырнёт. (подняться на носочки)
- Найдем конверт с третьим заданием (дети находят конверт в группе)
- Вам необходимо отгадать птиц по голосу (воспитатель включает звукозапись, дети отгадывают птиц: кукушка, скворец, грач)
Физкультминутка
Проводится подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»
- Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц.
- Когда у птиц появляются птенцы? (весной) Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.
У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок
(Игра проводится с мячом)
- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно? (У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине)
- Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там? (Воспитатель открывает конверт, там нарисованные нераскрашенные птицы)
- Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая. Давайте их раскрасим. (Дети раскрашивают птиц и садят на дерево.)
Итог занятия.
С какими птицами познакомились? Что нового узнали?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В старшей группе

«Перелетные птицы»

Воспитатель: Шеленговская Т.А.

Задачи:

1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Ход занятия

Ребята, послушайте стихотворение:

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

Предлагаю поиграть в игру «Что бывает осенью».

Опадают листья (да)

Тает снег (нет)

Дети загорают у реки (нет)

Люди убирают урожай на полях (да)

Птицы улетают на юг (да)

Ребята, когда я пришла в детский сад, то нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

Педагог знакомит детей со словом «орнитолог» - специалист, изучающий птиц и их распространение.

Давайте повторим вместе со мной - «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?

Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

(Перелетные)

А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).

Упражнение «Отгадай и присядь» Встали врассыпную.

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел , голубь , ласточка, синица, грач, сорока , скворец, снегирь , аист, журавль, воробей , цапля.

Молодцы.

Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?

Отгадайте, пожалуйста, загадки :

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей)

Послушайте как поет соловей /аудиозапись/

2. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/

Эти птицы перелетные или зимующие? Почему? (потому что они улетают в теплые края)

Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

Правильно. Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист - большая птица белого цвета, с большим клювом.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками» , все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином » в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой », в одну линию и еще называют «прямой фронт» . Гуси чаще всего летят «косяком» .

А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Пальчиковая игра «Птицы» /загибаются пальцы обеих рук/

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка. Эта птичка - воробей, эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель, эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Эта - зяблик, эта - стриж, эта - развеселый чиж. Ну а эта - злой орлан, птички, птички, по домам. /руки за спину/

Анализ занятия:

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

Что нового вы узнали про полет птиц?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Выбор редакции
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник,...

Н.А. Абрамова Генеральный директор ТД «Альфа-Сервис» Журнал «Планово-экономический отдел », № 3 за 2011 год Новый год, 23 февраля, 8...

Приказ о дисциплинарном взыскании издается на основании объяснений сотрудника (в письменном виде), нарушившего трудовую дисциплину....

178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч....
Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные,...
Sonic the Hedgehog (русск. Ёжик Соник , яп. ソニック・ザ・ヘッジホッグ ), также известный по многочисленным кличкам: Fastest Thing Alive (по Арчи...
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 9 УРОВНИ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ В статье рассматривается классификация уровней...
Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси....
Цель: Познакомить детей со способом получения стекла. Задачи: 1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность:...