Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. Влияние санкций на бизнес Руководитель производственной компании, импортирующей товар из США


В июне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: «Мы неоднократно говорили, чего-либо нового здесь нет: в санкционном обмене принцип взаимности - это основа нашего подхода. Россия, естественно, считает эти санкции необоснованными, незаконными, и мы никогда не были и не являемся инициаторами санкционных мер». Он добавил, что решение о санкциях против стран ЕС обосновано интересами российской экономики. 24 июня глава Минсельхоза Александр Ткачев назвал продление ответных мер «бальзамом на душу».

Процесс приспособления

Продление санкций было вполне ожидаемым, равно как и продление российских «антисанкций». Год назад многие считали, что никакие санкции стране не страшны. Однако с определенными сложностями все же пришлось столкнуться организациям, предпринимателям и гражданам.

В конце 2014 года банки, лишившись возможности кредитоваться на Западе, были вынуждены поднять ставки по кредитам внутри страны. Бизнесу пришлось непросто. Однако в последние месяцы ситуация с кредитованием стала налаживаться.


На заметку

100 млрд евро. Столько недополучили страны ЕС в результате обмена санкциями, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на Австрийский институт экономических исследований WIFO.


«Надо понимать, что в целом мы имеем довольно сложную ситуацию в экономике - конъюнктура внешних рынков остается совсем неблагоприятной, рынки закрыты (если говорить о финансовых рынках)», - отметил 1 июля Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с Экспертным советом при Правительстве РФ. «Товарные рынки тоже ограничены и в ту, и в другую сторону - продолжает действовать режим санкций, действует и режим ответных мер, который введен по указу президента и решению правительства», - сказал глава кабмина.

По мнению некоторых чиновников, ограничение импорта должно дать импульс развитию отечественного производства. Но и здесь возникли определенные сложности.

Выяснилось, что подавляющее большинство оборудования на производственных предприятиях - импортное, и в условиях роста курсов валют (вернее, падения рубля), его ремонт и обслуживание становятся очень дорогими. Так что сейчас идет процесс приспособления российского бизнеса к работе в новых условиях и иногда, стоит отметить, он весьма продуктивен.

Государственная поддержка

Государство в непростых условиях старается облегчить положение коммерсантов. Для примера можно взять законопроект о запрете плановых проверок малого бизнеса на три года. Как сказано в пояснительной записке, данная мера будет способствовать развитию предпринимательства. Для развития МСБ делаются и другие шаги. Так, Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И это очень отрадно, что власти поняли необходимость поддержки бизнеса в непростых экономических условиях.

Сейчас важно создать в стране условия, позволяющие гражданам иметь свое дело, развивать малое предпринимательство. Самое главное - для этого не потребуется ни колоссальных денежных вливаний, ни составления хитроумных и дорогостоящих программ, достаточно ослабить налоговый и административный пресс. И хорошо, что власти это поняли. Предпринимателям же можно посоветовать только одно - работать, пытаясь сохранить свой бизнес, клиентов, рабочие места для сотрудников, оптимизировать расходы, повышать производительность труда, одним словом, использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы стать лучше. Ведь, как утверждают чиновники, сейчас самое время для этого.

Стоит отметить, что 29 июня санкции против России ввела и Канада. Как сообщил МИД этой страны, решение о расширении санкций принято в связи с тем, что в правительстве Канады «придерживаются мнения, что действия РФ серьезно нарушают международный порядок и безопасность; эти действия привели или, по всей видимости, приведут к серьезному международному кризису». Чиновники сразу отреагировали на эту новость и предложили принять ответные меры. Так что «война» санкций продолжается.

В условиях санкций и нестабильной макроэкономической конъюнктуры малый производственный бизнес имеет хороший шанс повысить свою конкурентоспособность за счет гибкости и ориентации на внутренний рынок. Однако часто меняющиеся правила игры, инфляция и недоступность кредитов не дают ему наращивать инвестиции и обороты, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых промышленных организациях

Первый выпуск мониторинга посвящен состоянию дел в малом бизнесе во II полугодии 2014 года и ожиданиям предпринимателей на I полугодие 2015 года.

Эксперты проанализировали мнения руководителей более 1000 малых промышленных организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».

Несмотря на сложную макроэкономическую обстановку и внешнеэкономическую конъюнктуру, малый бизнес во втором полугодии 2014 года оказался в более выгодном положении, чем предприятия крупного и среднего бизнеса. Более того, он получил определенный импульс к развитию благодаря повышению своей конкурентоспособности. В условиях нестабильности стали выигрывать более гибкие и мобильные предприятия (это именно малый бизнес), которые имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре и не зависят от спроса на внешнем рынке.

«К позитивным моментам, выявленным опросом, можно отнести мнения руководителей об увеличивающейся конкурентоспособности основного вида продукции на внутреннем рынке. При этом три четверти респондентов ожидают, что рост конкурентоспособности продолжится и в I полугодии 2015 года», – подчеркивается в мониторинге.

49% опрошеных руководителей малых предприятий заявили, что качество производимой продукции является основным фактором, стимулирующим их производство.

Вместе с тем неопределенность текущей экономической обстановки и общее снижение спроса повлекли за собой снижение инвестиционной активности и выпуска. Так, 71% руководителей малых производств констатировали недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке и увеличение производственных издержек. 66% руководителей отметили, что практически не осуществляют инвестиции.

В результате, только 11% предприятий имели практически полную загрузку производственных мощностей, а 8% руководителей малых производств зафиксировали в текущем полугодии улучшение экономической ситуации на своих предприятиях по сравнению с I полугодием 2014 года.

«Если почти три четверти руководителей малых предприятий в промышленности, мягко говоря, не очень понимают, что происходит в настоящее время с экономикой страны, то ждать от них управленческих шагов в сторону инвестирования, модернизации и внедрения инноваций вряд ли возможно», – отметили эксперты ЦКИ.

Ситуацию усугубили девальвация рубля, рост цен и затруднения в получении банковских займов. Около 40% бизнесменов сообщили, что ощутили рост цен на сырье и материалы. 60% предпринимателей пожаловались на низкий уровень доступности кредитов.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малом производственном бизнесе – во II полугодии 2014 года оказался «в минусе» и составил -9% (соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий, наблюдалось примерно на отметке -4%).

Авторы исследования предупреждают: постоянные стрессы, которым подвергается малый бизнес, а также изменения правил игры и госрегулирования, не могут дать возможность предпринимателям стать драйверами будущего экономического роста и увеличивать долю рынка. По данным Росстата, на I полугодие 2014 года доля малых предприятий составляла 16%, а их оборот не превышал 10% от оборота всей российской промышленности.

Руководители малых производственных компаний выделили топ-10 лимитирующих факторов для своего бизнеса:

  • рост цен на энергоресурсы – 75% руководителей;
  • неопределенность экономической обстановки – 72% руководителей;
  • недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке – 71% руководителей;
  • увеличивающиеся издержки на выработку конечной продукции – 71% руководителей;
  • существующий налоговый режим – 69% руководителей;
  • инфляционные ожидания – 68% руководителей;
  • процентные ставки по кредитам – 64% руководителей;
  • недостаток квалифицированного персонала – 62% руководителей;
  • высокие транспортные расходы – 57% руководителей;
  • объем финансовых средств – 56% руководителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович :

За всю более чем двадцатилетнюю постсоветскую историю существования институт малого предпринимательства пережил целую череду спадов и относительных подъемов. Каждый новый цикл, наполненный инициативами и проектами, давал малым предпринимателям очередные надежды на «большое будущее». Однако смена этапов происходила без очевидных структурных сдвигов в экономике в целом. В результате «затянувшееся взросление», протекая зачастую с захватывающими экономическими, институциональными и регуляторными изменениями, стало национальной специфической чертой становления российского малого бизнеса.

Текущее обследование делового климата малых производств за II полугодие 2014 года – лишь очередное подтверждение сложившейся ситуации. Совокупность имеющихся статистических данных свидетельствует о том, что динамика развития российских промпредприятий наполнена преимущественно неблагоприятными тенденциями, а перечень стресс-факторов указывает, что «малые» по-прежнему не услышаны.

Потолок возможностей для компаний будет по-прежнему ограничен множеством факторов, главными из которых остаются депрессивность реального сектора, как источника спроса, ограниченные материальные ресурсы, а также непредвиденные маневры законодательства.

Проблема не совсем легальной деятельности является одной из ключевых и достаточно масштабной для понимания специфики малого бизнеса. В частности, Госдума планирует обсудить поправки в Налоговый кодекс о введении сборов за определенные виды экономической деятельности.

Эксперименты с нормативной базой, особенно в сфере налогообложения, зачастую приводили к росту социальной напряженности и частичному уходу предприятий в неформальную экономику. В ходе опроса 86% руководителей сообщили, что, например, пересмотр налоговых ставок в сторону уменьшения окажется самым действенным регулирующим решением, способствующему выводу производств из тени.

Таким образом, именно сейчас важно понимать, что текущий момент в контексте основы формирования Новой экономики и, как следствие, ближайшего будущего для малых организаций, должен стать исключением из правил и началом нового цикла. Природа наблюдаемых экономических преобразований, особенно в части импортозамещения, как никогда, способствует переменам. В частности, подъем пищевой и легкой промышленности, оборонного комплекса уже в ближайшее время видится локомотивом малой промышленности в качестве основных импортозамещающих сегментов. Имеющийся потенциал и, главное, сильный российский предпринимательский дух, который удивительным образом позволяет им оставаться в бизнесе, несмотря на постоянные изменения правил игры, могут стать опорой для будущего индустриального развития России.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • -- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • -- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • -- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; -- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; -- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% -- что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% -- в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий -- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки. Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются: Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Второе условие -- необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры -- вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства -- медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Третье условие -- налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ. Четвертое условие -- активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Государственная политика поддержки малого предпринимательства -- самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: первый -- широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; второй -- умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: -- «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; -- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; -- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; -- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; -- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются: -- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; -- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; -- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки; соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства. В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен. Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя. Причина проста -- коррупция. Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто. В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам. Первый проект -- создание бизнес -- инкубаторов. Бизнес-инкубатор -- это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2-3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая. Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы. Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой. Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник. Второй проект -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом: -- «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов; -- компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия; -- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок. Третий проект -- поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств. Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже. Четвертый проект -- поддержка малых инновационных компаний. Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства: -- высокая степень риска; -- высокий уровень издержек. Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов. Применяемые в настоящее время модели экспресс -- кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей. «Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб. Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери. Государственная финансовая поддержка заключается в следующем: -- производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса; -- частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам; -- предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита. Подводя итог изложенному в этой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России. В настоящее время разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу. Этапы развития малого бизнеса в России показывают недостатки и преимущества развития малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес имеет достаточное количество проблем, решать которые помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.

В связи с последними экономическими войнами перед предпринимателями встал вопрос, . Понятно, что кризис не может длиться вечно, что за ним последует рост, но чтобы дожить до этого роста, чтобы он произошел, надо что-то предпринимать уже сейчас. Но прежде чем разбираться, как заработать на санкциях, предлагаем оценить в целом экономическую ситуацию в стране.

Геополитическая ситуация

Как санкции влияют на бизнес сегодня? ВВП сократился до 0,5%, спрос на рабочие места вырос, дефицит бюджета увеличился, цены лишь растут. Известно, что 75% экспорта России составляет нефть – это около половины бюджета. Свою лепту вносят санкции на другие продукты экспорта. Это значит, что правительство будет не только сокращать социальные выплаты, но и в принципе создаст для бизнеса невыгодные условия.

В чем опасность дефицита бюджета

Сохранить бюджет одним лишь сокращением расходов невозможно, его надо чем-то наполнять. И обычно это происходит за счет налогов. Так, введен новый налог на недвижимость для физических лиц, транспортный налог. Бизнес в условиях санкций выживает просто: доходы уходят в тень, а рабочие места сокращаются.

Говоря о влиянии санкций на бизнес, невозможно не упомянуть налог с продаж, который теперь поднят до 3%. Это значит, что увеличение стоимости продукции тоже неизбежно, так как каждый бизнесмен будет компенсировать эти утраты за счет покупателей. Следовательно, инфляция неизбежна.

Положительная сторона кризиса

Но влияние санкций на бизнес не может быть только отрицательным, есть в этом и положительные стороны. Так, курс развития отечественной экономики сориентировался на развитие внутренних отраслей, снизился уровень конкуренции в других областях. Правда, теперь продукция может оказаться менее качественной.

Надо отметить влияние санкций на бизнес в банковской сфере. Так, из-за отсутствия иностранных кредитов отечественные банки увеличили процентную ставку по кредитам. Это значит, что население будет меньше входить в кредитные отношения. Чтобы выжить, банки стали разрабатывать различные системы скидок, ссуд и прочих условий. Теперь начать бизнес в кризис можно наболее выгодных условиях.

Пошел процесс товарозамещения импортных товаров отечественными и товарами тех стран, которые не приняли санкции.

Поддержка государства

С 2008 года работает Фонд национального благосостояния России, который помогает стране выжить в сложных условиях. Также разрабатываются законопроекты, которые помогут не только продолжить, но и начать бизнес в условиях санкций . Это различные налоговые каникулы, создание специальных экономических зон, технопарков и прочее. Хотя в основном специалисты не рекомендуют сильно рассчитывать на поддержку государства.

Как начать бизнес в кризис

На сегодня существует немало идей, как начать малый бизнес в условиях санкций. В основном они базируются на идее замещения импортных товаров отечественными. Это помогает создать не только недорогие конкурентные аналоги, но и новые рабочие места.

Итак, как можно заработать на санкциях? Вот несколько возможных вариантов развития бизнеса в условиях санкций.

Комбикорм для рыб

Санкции в первую очередь смели с российских прилавков красную рыбу, которая полностью поставлялась из Норвегии. Отечественные фермеры быстро сориентировались и решили начать бизнес в кризис на красной рыбе. Вскоре она снова появилась на прилавках, правда, по непривычно высокой цене. Все дело в том, что комбикорм для нее тоже поставлялся из Норвегии, так как отечественного на всех не хватало, да и качество его было невысокое. То есть это направление бизнеса достаточно перспективное.

Отечественный фаст-фуд

Заработать на санкциях можно, возродив отечественные закусочные, в которых раньше предлагались простые салаты, бутерброды, пельмени и супы. У них была высокая торговая наценка и высокий оборот. Если ставить средний чек ниже, чем в Макдональдсе, то посещаемость обеспечена. Особенно если учитывать, что Макдональдсы тоже вскоре закроются.

Производство молока

Как это ни удивительно, но 80% продаваемого в России молока было импортного производства. Поэтому это один из самых выгодных вариантов, как начать малый бизнес в условиях санкций .

Инструменты для нефтяного бизнеса

До санкций в нефтеперерабатывающей промышленности использовались только импортные инструменты и расходные материалы. В основном европейского и американского производства. При чем основная проблема была не в самих приборах, а в резьбовом соединении. Поэтому сегодня есть возможность привлечь отечественных инженеров и производителей.

Приборы для трубопроводов

В отечественной постройке трубопроводов использовались трассоискатели американского производства. У них удобная навигация, подключение к GPS, поэтому они лучше ищут трубы. Но если закупить качественные комплектующие, отечественные инженеры могут сделать прибор не хуже, используя национальную систему ГЛОНАСС.

Тепловизоры

Для выявления проблем в электросетях наши электромонтажники используют тепловизоры, которые поставлялись из Европы. Однако у нас есть все условия, чтобы открыть такого рода бизнес в условиях санкций .

Мясо говядины

Ранее выгоднее было закупать говядину в Европе, которое теперь тоже попало бод санкции. Но в связи с государственной поддержкой в регионах, начать бизнес в кризис на говядине сегодня весьма выгодно.

Сыры

Европейские сыры, которые заводились в Россию, производятся на небольших фермах на типовом оборудовании. Нашим фермерам стоит лишь закупить это оборудование и открыть этот бизнес.

Приемники ГЛОНАСС

Если закупить отечественный чип для расшифровки и шифровки, то можно наладить производство собственных приемников. Остальные детали GPS-навигаторов производились на территории нашей страны.

Яблоки - выращивание

Мы питались в основном польскими яблоками. Теперь появился отличный шанс организовать собственное производство.

Как санкции влияют на бизнес

От них в первую очередь пострадали:

Компании, которые привязаны к курсу валют;
компании, которые работают с определенными услугами и товарами, которые попали под санкции;
люди, которые являются клиентами или партнерами компаний, но теперь не могут продолжать сотрудничество.

Это автопроизводители, финансовые учреждения. Зато на волне оказались консалтинговые и юридические компании, производители товарозамещающей продукции. Оборонительный комплекс тоже утратил часть приборов, правда, это послужит стимулом для отечественного производства.

Отечественные предприниматели отмечают, что рискованными теперь являются проекты, ориентированные на европейское оборудование. Поэтому им рекомендуют внедрять отечественные разработки или же переносить производство за пределы России.. Кроме этого развитие получат различные торговые площадки, где могут встречаться представители различного бизнеса. Но санкции исходят не только из зарубежных стран. Иногда таможня находит все возможные причины, чтобы отказать во ввозе американского товара, который не подпадает под действия санкций. В таких условиях начать малый бизнес в условиях санкций весьма сложно.

Глава российской Федерации г-н В. В. Путин сообщил о необходимости усиления государственной поддержки малого и среднего бизнеса страны в условиях возникших в связи западными санкциями экономических трудностей в стране. По мнению российского президента, именно малый бизнес способен вытащить государство из финансовой пропасти, которую уготовили РФ Евросоюз и США.

«Оказавшись в новой холодной войне с США, Россия более не намерена терпеть поражение. Поэтому, как страна развитая, с сильным потенциалом, мы обязаны сделать все для поддержания национального малого и среднего бизнеса, способного вытащить экономику на соответствующий сопернику уровень!», - заявил В. В. Путин.

Преодоление экономических трудностей возможно лишь при условии нормального развития малого бизнеса, а значит, от уровня активности самозанятого населения зависит успех страны в целом.

«Современная Россия готова принять любой вызов Запада! Более того, мы не намерены уступать ЕС и США в ущерб себе!», - В. В. Путин.

При этом российский лидер уточнил, что основной составляющей успеха РФ является либерализация экономики. Именно таким способом можно спровоцировать рассвет и дальнейшее процветание отечественного малого бизнеса. Такое чистосердечное признание Владимира Владимировича в буквальном смысле слова ошеломило Федеральное собрание, к которому по традиции в конце года обратился президент России.

Выступление президента РФ состоялось в Большом кремлевском дворце. Сюда прибыли все высокопоставленные чиновники российского государства, а также представители двух палат парламента России. В рамках подготовленного доклада В. В. Путин озвучил ряд мер, способных, по его мнению, вытащить страну из экономического кризиса. Все они относятся к либеральным реформам, направлены на борьбу с коррупцией, спекуляцией и популяризацией национальной консолидации и патриотизма.

В. В. Путин еще раз напомнил о главных целях ЕС и США при вводе против России санкционных режимов. Все они сконцентрированы на понижении экономического и политического статуса РФ в мире посредстм провокаций народных волнений и войны на Украине. Единственный способ устоять перед нападками Запада – это сконцентрироваться на максимальном использовании национальных резервов страны, в том числе и развитии малого бизнеса, а также поиске новых партнеров на Востоке.

Прогнозы экспертов сулят российской экономике в 2015 году рецессию. Однако это нисколько не пугает правительство государства, так как оно нашло способ, как вытащить страну из экономического кризиса, усилив меры поддержки малого и среднего бизнеса посредством ввода налоговых каникул, устранения бюрократических препятствий, снижения объемов налогообложения, допфинансирования, сокращения проверок, участия в госзакупках и пр. для малого и среднего предпринимательства России.

Подобные мероприятия быстро оценят бизнесмены, ведь о них на протяжении долгих лет поговаривая среди предпринимателей, но в правительстве заговорили впервые!

Сам же Владимир Путин уверяет, что он и раньше думал о национальном малом бизнесе. Из его уст нередко звучали предложения поддержки предпринимательской деятельности. Вот только представители самозанятого населения еще не были готовы качественно работать, у них было недостаточно развито патриотическое сознание.

Выбор редакции
План презентации 1. Легитимность vs. демократический дефицит: что такое и откуда взялось? 2. Демократический дефицит налицо: проблемы 3....

Итак, как же составить резюме правильно? Многие люди хотят найти хорошую и высокооплачиваемую работу. Для достижения такой цели...

Слайд 1Слайд 2There is one day a year in America when all people stay home with their family and eat a big dinner. This is Thanksgiving...

ИП без печати – реальность или наказуемая вольность? Сегодня далеко не все индивидуальные предприниматели с опытом ведения...
Можно ли перенести отпуск на следующий год? Да, при соблюдении определенных условий перенос отпуска возможен как по желанию работника,...
Выше подчеркивалась целесообразность модернизации оборудования с целью более эффективного его использования. Учитывая важность данного...
Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел...
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник,...
Н.А. Абрамова Генеральный директор ТД «Альфа-Сервис» Журнал «Планово-экономический отдел », № 3 за 2011 год Новый год, 23 февраля, 8...