Функции финансов предприятий их практическая реализация. Функции финансов


2. контрольную, учетную

Кто формирует финансовую политику организации?

1. главный бухгалтер организации

2. финансовый менеджер +

3. руководитель хозяйствующего субъекта

33. Основной целью финансового менеджмента является. . .

1. разработка финансовой стратегии организации

2. рост дивидендов организации

3. максимизация рыночной стоимости организации +

34. Объектами финансового менеджмента являются. . .

1. финансовые ресурсы, внеоборотные активы, заработная плата основных работников

2. рентабельность продукции, фондоотдача, ликвидность организации

3. финансовые ресурсы, финансовые отношения, денежные потоки +

35. Что является управляющей подсистемой финансового менеджмента?

1. дирекция коммерческой организации

2. финансовое подразделение и бухгалтерия +

3. маркетинговая служба организации

36. В основные должностные обязанности финансового менеджмента входит. . .

1. управление ценными бумаги, запасами и заемным капиталом +

2. управление ликвидностью, организация взаимоотношений с кредиторами +

3. управление финансовыми рисками, налоговое планирование, разработка стратегии развития организации

К основным концепциям финансового менеджмента относятся концепции. . .

1. двойная запись

2. компромисса между доходностью и риском +

3. делегирования полномочий

38. К первичным ценным бумагам относятся. . .

3. форварды

39. К вторичным ценным бумагам относятся. . .

1. облигации

2. векселя

3. фьючерсы +

40. "Золотое правило" финансового менеджмента - это. . .

1. рубль сегодня стоит больше, чем рубль – завтра +

2. доход возрастает по мере уменьшения риска

3. чем выше платежеспособность, тем меньше ликвидность

41. Равномерные платежи или поступления денежных средств через одинаковые интервалы времени при использовании одинаковой ставки процента - это. . . .

1. аннунитет +

2. дисконтирование

42. Если равномерные платежи предприятия производятся в конце периода, то такой поток называется. . .

1. пренумерандо

2. перпетуитет

3. постнумерандо +

К производным ценным бумагам относятся. . .

1. акции предприятия

2. опционы +

3. облигации

44. К финансовому рынку может быть отнесен. . .

1. рынок труда

2. рынок капитала +

3. отраслевой товарный рынок

На стоимость ценной бумаги на фондовом рынке влияют. . . .



1. потребность организации в дополнительном привлечении денежных потоков

2. ставка доходности +

3. сбытовая политика организации

93. Текущая доходность облигации номиналом 10. 000 руб. с купонной ставкой 9% годовых, если цена её приобретения составила 9000руб. , равна. . .

94. Если цена приобретения дисконтной облигации составила 1000руб. , а цена погашения 1200рубл. , то её доходность равна. . . .

95. Если сумма выплачиваемых дивидендов составила 120 руб. , а ставка ссудного процента - 12%, то рыночная стоимость акции будет равна. . .

2. 1000руб. +

96. Облигации приносят её владельцу. . .

1. купонный доход +

2. дивиденды

3. операционный доход

97. Если сумма ожидаемых дивидендов на одну акцию составила 50 руб. , цена приобретения акции - 1000 руб. , то ставка дивидендной доходности привиленированной акции будет равна. . .

98. Если текущий дивиденд составляет 30 руб. на одну акцию, цена приобретения акции - 1500руб. , ожидаемый темп прироста дивидендов - 3% в год, то ставка доходности обыкновенной акции будет равна. . .

99. Показатель, характеризующий количественное измерение риска, - это. . .

1. коэффициент вариации +

2. текущая доходность

3. среднеквадратичное отклонение ожидаемой доходности

100. Дисконтирование - это:

1. определение текущей стоимости будущих денежных средств +

2. учет инфляции

3. определение будущей стоимости сегодняшних денег

101. Внутренняя норма рентабельности означает. . . . . . . . . . . . . . . . . . проекта

1. убыточность

2. безубыточность

3. рентабельность +

102. При сравнении альтернативных равнопериодных инвестиционных проектов в качестве главного следует использовать критерий:

1. срок окупаемости

2. чистый дисконтированный доход (NPV) +

3. внутренняя норма доходности

5. бухгалтерская норма прибыли

6. коэффициент чистого дисконтированного денежного дохода (NPVR)



К инвестициям в основной капитал относятся. . . .

1. покупка ценных бумаг

2. строительство цеха +

3. незавершенное производство

Инвестиции - это. . .

1. денежные средства, направляемые на капитальное строительство и производственное потребление

2. вложения капитала в развитие организации с целью получения прибыли

3. вложения денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, имеющего денежную оценку, для получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта +

112. Простая норма прибыли показывает. . .

1. долю текущих затрат в денежном потоке организации

2. долю инвестиционных затрат, возвращаемую организации в виде чистой прибыли в течение определенного промежутка времени +

3. долю переменных затрат в совокупных затратах организации

113. Срок окупаемости проекта при равномерном денежном потоке представляет собой отношение. . .

1. чистого денежного потока к сумме инвестиционных затрат

2. общей суммы поступлений денежных средств к инвестируемым затратам

3. свободного денежного потока к сумме инвестиционных затрат +

114. Текущая приведенная стоимость проекта NPV показывает:

1. среднюю рентабельность инвестиционного проекта

2. дисконтированную величину прибыли, получаемую от реализации инвестиционного проекта +

3. дисконтированную величину валовой прибыли от реализации готовой продукции

115. Индекс рентабельности характеризует. . .

1. уровень доходов от реализации проекта в расчете на 1 руб. инвестиционных затрат +

2. долю поступлений денежных средств

3. долю оттоков денежных средств в валовом денежном потоке

116. Показатель внутренней нормы прибыли - это. . .

1. цена капитала, ниже которой инвестиционный проект не выгоден

2. средняя учетная ставка привлечения заемных средств

3. ставка дисконтирования инвестиционного проекта, при которой чистая приведенная стоимость проекта равна нулю +

117. Модифицированная внутренняя норма прибыли предполагает. . . .

1. дисконтирование доходов, поступающих в ходе реализации инвестиционного проекта

2. реинвестирование доходов от инвестиционного проекта по стоимости капитала +

3. дисконтирование инвестиционных затрат, требующих для реализации инвестиционного проекта

118. Неопределенность будущих денежных потоков вызвана. . .

1. неполнотой или неточностью информации об условиях реализации инвестиционного проекта +

2. некорректным учетом воздействия инфляции на величину денежного потока

3. неполнотой информации о величине инвестиционных затрат

Кризис - это. . .

1. хроническая неплатежеспособность организации +

2. превышение кредиторской задолженности над дебиторской

3. использование кредитов для приобретения оборотных средств

166. Какой из приведенных кризисов характеризует кризис регулярности возникновения?

1. кратковременный

2. катастрофический

3. циклический +

167. Какой из приведенных кризисов характеризует кризис по источникам происхождения?

1. стихийный +

2. болезненный

3. кратковременный

168. Признаки потенциального кризиса - это. . .

1. снижение величины свободного денежного потока +

2. деструктивное воздействие внешней среды

3. квазинормальное состояние организации

169. Признаки скрытой стадии кризиса - это. . .

1. отсутствие реальных симптомов кризиса

2. снижение величины свободного денежного потока +

3. снижение рентабельности продукции и организации

170. Факторы, вызывающие кризис и относящиеся к "дальнему" окружению организации, - это. .

1. темпы экономического роста в стране +

2. управленческие

3. финансовые

171. Симптомы кризисной ситуации - это. . .

1. наличие просроченной дебиторской задолженности

2. излишек собственных оборотных средств

3. снижение доходов от основной деятельности организации +

172. Показатель, характеризующий вхождение организации в кризисную зону, - это. .

1. точка безубыточности выпускаемой продукции +

2. величина переменных затрат

3. маржинальная прибыль

173. Внешние признаки несостоятельности организации - это. . .

1. неспособность выполнить требования кредиторов в течение двух месяцев

2. неспособность выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев +

3. неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса

174. Процедура банкротства осуществляется с целью. . .

1. расширения объемов продаж

2. снижения затрат

3. погашения всех видов задолженностей организации +

175. Реальное банкротство организации возникает при. . .

1. потере капитала +

2. низкой рентабельности

3. рост затрат на производство продукции

176. Умышленное банкротство организации возникает при. . .

1. просрочке в оплате долговых обязательств

2. использовании денежных средств организации в целях личного обогащения его руководства +

3. преднамеренном введении в заблуждение кредиторов с целью получения рассрочки платежей

177. К реорганизационным процедурам банкротства относятся. . .

1. принудительная ликвидация

2. добровольная ликвидация

3. досудебная санация +

178. Двухфакторная модель Э. Альтмана основана на. . .

1. коэффициентах текущей ликвидности и финансовой зависимости +

2. коэффициентах оборачиваемости и текущей ликвидности

3. коэффициентах рентабельности и структуры капитала

179. В основе коэффициента У. Бивера лежат . . . .

1. коэффициент текущей ликвидности и структуры капитала

2. чистая прибыль, амортизация и величина обязательств +

3. рентабельность и оборачиваемость активов

1. коэффициенты текущей ликвидности и рентабельности

2. коэффициенты финансовой независимости и оборачиваемости активов

3. коэффициенты ликвидности и финансовой независимости +

182. Цель антикризисного управления с позиции финансового менеджмента - это . . . .

1. максимизация прибыли и оптимизация портфеля выпускаемой продукции

2. восстановление финансовой устойчивости и платежеспособности +

3. снижение кредиторской и дебиторской задолженностей организации

183. Подсистему антикризисного управления формируют . . .

1. стратегическое управление, реинжиниринг, бенчмаркинг +

2. тактическое управление, кризис-менеджмент, маркетинг

3. управление персоналом, реструктуризация, управление несостоятельностью

184. Формирование "конкурсной массы" организации предполагает . . .

1. реструктуризация

2. риск-менеджмент

3. менеджмент банкротства +

185. Показатели мониторинга имущественного положения - это . . .

1. коэффициент загрузки производственных мощностей

2. коэффициент износа основных средств +

3. рыночная стоимость организации

186. Показатели мониторинга оценки финансового состояния организации - это . . .

1. прибыль +

2. объем производства и реализации продукции

3. величина внеоборотных активов и их доля в общей сумме активов

187. К профилактике банкротства относятся . . .

1. полная мобилизация внутренних финансовых резервов

2. проведение санации организации

3. восстановление финансовой устойчивости и обеспечение финансового равновесия +

188. Принципы, лежащие в основе управления кризисом, - это . . .

1. проведение постоянного мониторинга финансового состояния организации

2. дифференциация симптомов неуправляемого кризиса по степени их опасности для жизнеспособности организации +

3. "отсечение лишнего", ведущего к уменьшению размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств в краткосрочном периоде

189. Этапу восстановления платежеспособности организации соответствуют следующие меры финансового оздоровления . . .

1. ускорение инкассации дебиторской задолженности, использование факторинга +

2. пролонгация краткосрочных кредитов и займов

3. ускорение оборачиваемости оборотных средств

190. Формы финансового оздоровления - это . . .

1. пролонгация краткосрочной кредиторской задолженности

2. оптимизация ассортиментной политики организации

3. вертикальное слияние организаций +

191. Санация организации без сохранения её юридического лица- это . .

1. передача организации в аренду +

2. конгломератное слияние организации

3. реструктуризация

192. Направления финансовой реструктуризации - это . . .

1. переоценка стоимости внеоборотных активов

2. реструктуризация капитала и его цены +

3. освобождение организации от объектов социальной и непроизводственной сфер

193.Факторы, влияющие на величину оптимальной рыночной стоимости организации процессе её финансовой реструктуризации, - это . . .

1. проведение финансового мониторинга

2. управление рисками

3. финансовый реинжиниринг +

Какие функции выполняют финансы организаций?

1. воспроизводственную, контрольную, распределительную.

2. контрольную, учетную

3. распределительную, контрольную +

Финансы предприятия выполняют три функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную.

Сущность обеспечивающей функции финансов субъектов хозяйствования заключается в создании на предприятии фондов денежных средств в оптимальном размере. Все производственные расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных средств. При этом оптимизация источников денежных средств - одна из главных задач управления финансами предприятия, поскольку при излишке средств снижается эффективность их использования, а при недостатке возникают финансовые трудности, которые могут привести к серьёзным последствиям.

Распределительная функция финансов предприятий тесно связано с обеспечивающей. Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы фирмы подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов. При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.

Контрольная функция финансов связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также нормативных и расчетных показателей финансовой деятельности предприятия. Она предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-финансовой деятельности фирмы, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции (выполнения работ и оказания услуг) и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной. Финансовый контроль на фирме имеет две формы:

  • · контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • · контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция финансов предприятии способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения общественного продукта и национального дохода на предприятии и в народном хозяйстве.

Используемые предприятием способы и методы управления финансами дают возможность сопоставить фактические результаты формирования, движения и использования основного и оборотного капитала, финансовых ресурсов с предусмотренными в планах показателями, с нормативами; выявить отклонения и их причины.

Во-первых, выявляется степень выполнения месячных, квартальных, годовых планов, поступления выручки от реализации продукции, соответствия фактических затрат на производство и реализацию продукции, получения прибыли, размера прироста оборотных средств, выбытия и ввода основных фондов.

Во-вторых, контролируется своевременность поступления средств на расчетный счет предприятия, оплата поставок сырья, материалов, топлива, электроэнергии, иных услуг.

В-третьих, осуществляется контроль за правильным и своевременным перечислением средств в денежные фонды предприятия, за целевым использованием этих фондов.

В-четвертых, осуществляется контроль за внесением платежей в бюджет, во внебюджетные фонды.

В-пятых, контролируется целевое использование кредитов, своевременность их погашения и уплаты процентов.

В-шестых, контролируется финансовое состояние предприятия и выполнение мер по его улучшению.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования.

Функции финансов предприятий взаимосвязаны и являются сторонами одного и того же процесса.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции:

1. распределительную
2. контрольную
3. регулирующую

Распределительная функция финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства;
доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального производства.

Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме выполнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределения национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, получаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов

Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и при-родных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, ) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функции финансов реализуются через , представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

Функции финансов предприятия

связаны с движением . Поэтому часто это понятие отождествляют с или даже денежными средствами. Конечно, не все денежные отношения можно отнести к финансовым. Это верно лишь по отношению к тем денежным отношениям, которые осуществляются по принципам безвозвратности, неэквивалентности и бессрочности, что возможно в процессах формирования, использования, распределения денежных доходов и отдельных целевых фондов в форме финансовых ресурсов.

Понятие и роль финансов функции финансов предприятия достаточно тесно связаны между собой.

Финансы предприятий – это отношения экономического характера, напрямую связанные с обращением денежных потоков, использованием доходов и фондов средств в процессе производства и воспроизводства.

Объектом финансов на предприятии выступают все отношения экономического характера, при которых задействуются денежные средства и используются денежные фонды. Субъектами в этих отношениях выступают предприятия, аудиторские организации, внебюджетные организации, банки, страховые учреждения, инвестиционные фонды, другие юридические лица, выступающие субъектами хозяйствования.

Финансовые отношения включают отношения, связанные с созданием уставного фонда; образованием денежных доходов, выручки, прибыли, других денежных фондов предприятия и их распределением; отношениями предприятий и государства по налоговым и другим платежам в бюджет, получению субсидий; отношениями между предприятиями в связи с инвестиционными процессами, осуществлением паевых взносов, получением доходов, уплатой штрафных санкций и т.д.; отношениями предприятий с банками, страховыми организациями по получению кредитов, страховыми платежами; отношениями предприятий по поводу внутрипроизводственного распределения доходов.

Функции финансов предприятия проявляются через их сущность в процессе воспроизводства. Основные функции финансов предприятия это: формирование ресурсов при производственно-хозяйственной деятельности; использование и распределение финансовых ресурсов в ходе обеспечения производственной, операционной, для обеспечения финансовых обязательств, возникающих перед бюджетом и прочими хозяйствующими субъектами, банками; контроль за использованием и формированием ресурсов при производственных процессах.

Функции финансов предприятия проявляют свои внутренние свойства в ходе практически всех процессов экономического характера, которые проходят в жизни предприятия, потому что все они опосредуются движением финансовых ресурсов в том или ином направлении.

Функции финансов предприятия наиболее полно раскрывают их сущность. Большинство специалистов считает, что финансам свойственны в первую очередь две первостепенные функции: распределительная и контрольная. Эти обе функции взаимодействуют друг с другом. При помощи распределительной формируется первоначальный капитал, распределяется валовой внутренний продукт, определяются стоимостные пропорции при распределении доходов, обеспечивается лучшее сочетание интересов товаропроизводителей, государства и самих предприятий.

Вообще в основе финансов находятся распределительные отношения, необходимые для финансирования производственных процессов. Нарушение бесперебойного оборота средств, увеличение затрат могут привести к снижению доходов, конкурентоспособности и, следовательно, финансовой устойчивости. Для предотвращения подобных явления необходимы контрольные функции .

Контрольная функция отвечает за стоимостной учет абсолютно всех затрат на производство продукции и ее реализацию, оказание услуг, выполнение работ, формирование доходов и их использование.

Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов. Основным объектом распределения является стоимость общественного продукта и часть стоимости национального .

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальной сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства. По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

1. межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, финансового рынка и .
2. межотраслевое, осуществляется через , бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.
3. внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий.
4. внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях.
5. между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхования.
6. между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхования.
7. между социальными группами, имеющими различный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.
8. межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.

Распределение финансовых ресурсов осуществляется в два этапа:

1. первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]) До формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства.
2. вторичное распределение (перераспределение) – которое государство проводит путем взимания различных налоговых отчислений и сборов. Средства несколько раз переходят от одного собственника к другому, и в результате формируется три фонда:
возмещения
накопления
потребления

Таким образом, распределительная функция финансов необходима для воспроизводства, формирования, и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

Функции управления финансами

реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику -управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий. Планирование финансов - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование может осуществляться как на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Организационная функция обеспечивает системный подход в организации денежных потоков и фондов. Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Оно охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Контрольная функция финансового менеджмента отражает состояние кругооборота ресурсов, эффективность хозяйствования, обеспечивает контроль за управленческими решениями в области финансов, предусматривая сбор необходимой информации, анализ факторов.

Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

В процессе управления региональными финансами можно выделить несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа проводится . Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также для эффективного необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления финансами. Подготовку и согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы власти на основе приоритетов, установленных представительным органом власти субъекта Федерации. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития региона. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с составлением бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Непосредственно утверждение бюджета осуществляет законодательный орган субъекта Федерации, представляющий интересы населения. Финансовый план представительным органом власти обычно не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

Важнейшим элементом финансового управления является бюджет.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

Установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
распределение доходов от и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и ;
определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи регионам из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных региональных особенностей и согласовываются с регионами до принятия федерального бюджета на очередной финансовый год.

Роль финансов

Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, государство использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное влияние выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование).

Существует три главных направления финансового влияния на процессы общественного развития:

Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Функции финансов в экономике

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1. государство;
2. хозяйствующие субъекты;
3. население.

Основные признаки государственных финансов:

1. денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
2. субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
3. в процессе этих отношений формируется ;
4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

1. непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
2. в сфере производства и обращения;
3. между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
4. в финансово- бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами ( и наемными работниками);
5. в сфере .

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

1. производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
2. заемщика и инвестора на финансовом рынке;
3. работодателя на .

Сущность той или иной модели определяется экономической и государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Эволюция взглядов на функции финансов

Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одной из сторон которых вначале стало государство. Именно государство нуждалось в денежных ресурсах для обеспечения своей деятельности, необходимой обществу.

Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые слово стало употребляться в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже им стали обозначать денежные отношения.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Развитие финансов. Возникновение и развитие финансов обусловлено такими факторами, как:

1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением , механизма их обращения;
3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих и создающих для производства необходимые денежные фонды;
4) создание и усложнение сферы деятельности государства.

На ранних стадиях развития общества, когда в роли денег выступали товары (скот, соль, а позднее металлы), существовал эквивалентный обмен товаров. Функция денег - средство платежа, и на ее базе появление кредитных денег и знаков стоимости создает условия, когда товар и действительные деньги не встречаются в обмене не только во времени, но и в пространстве. При этом растет неэквивалентный обмен, а подчас вообще обмен ценностями нарушается. Спекуляция на товарном, денежном, валютном рынках приводит к перераспределению ВВП и НД. Подобные же отношения возникают и при функционировании финансов.

Первоначально финансовые отношения появились между государством и населением, которое передает ему в обязательном порядке различные платежи (налоги, отчисления, сборы и т.п.). В результате происходит перераспределение части НД в его пользу и создается государственный фонд для обеспечения выполнения функций государства. С развитием рынков денежных активов экономические агенты (домохозяйства, предприятия, фирмы) становятся участниками перераспределительного процесса, а, следовательно, наряду с государством и финансовых отношений. Деньги одного агента переходят другому в собственность на основе особой сделки без эквивалента. Так же как и государство, он формирует денежные преимущественно целевые фонды.

Значительные средства стали концентрироваться в централизованных денежных фондах государства - бюджетах, внебюджетных фондах. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода (от 30 до 50%). Направление затрат изменяется. Военные и управленческие расходы дополняются расходами на вмешательство в экономику (капиталовложения в энергетику, газовую промышленность, поддержку сельского хозяйства, охрану окружающей среды), а также на социально-культурные мероприятия.

Главными доходами государства становятся налоги - сначала косвенные (XVIII-XIX вв.), а затем прямые (XX веке). Недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к увеличению государственного кредита и как следствие - к государственному долгу.

После Второй мировой войны сфера финансовых отношений резко расширяется за счет развития территориальных финансов, внебюджетных специальных фондов, а также участия в этих отношениях экономических агентов.
|

Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной функцией, так как выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Главное отличие финансов предприятий от государственных финансов, основанных на перераспределении финансовых ресурсов через централизованные фонды и главным образом бюджет, в том, что в процессе предпринимательской деятельности осуществляется распределение финансовых ресурсов.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Фонд возмещения. Распределение денежных средств начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Источниками формирования фонда возмещения служат:

    арендная плата;

    амортизационные отчисления, включаемые по основным производственным фондам в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг.

В состав себестоимости включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность на условиях аренды, в составе амортизации основных фондов отражают амортизационные отчисления на полное восстановление, как по собственным, так и по арендованным основным фондам. В этом элементе затрат отражаются также амортизационные отчисления от стоимости основных фондов (помещений), предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых предприятиями медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории предприятий.

Предприятия, производящие в установленном законодательством порядке индексацию начисленных по действующим нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, включают в амортизацию основных фондов также сумму прироста амортизационных отчислений в результате их индексации.

Арендные отношения обычно существуют в форме имущественного найма помещений, оборудования и другого недвижимого имущества на договорных началах. Это текущая аренда, имеющая конкретный временной период. Аренда предполагает обязательный возврат арендодателю арендуемого имущества.

Длительный период в условиях отсутствия частной собственности на средства производства в России аренда была практически бессрочной и отличалась низкой платой.

При переходе к рыночным отношениям в развитии аренды наступил новый этап, ознаменовавшийся созданием арендных предприятий, представлявших собой определенный тип хозяйствования. И, наконец, в последние годы широкое распространение получила финансовая аренда, предполагающая возможность перехода права собственности на арендуемое имущество от арендодателя к арендатору по истечении срока аренды.

В зависимости от продолжительности арендного периода в финансовой практике различают три основных вида финансируемой аренды: лизинг - долгосрочная, на срок свыше трех лет; хайринг - среднесрочная, на срок от одного до трех лет; рейтинг - на срок не более одного года.

Особое значение имеет такой элемент фонда возмещения, как амортизационные отчисления. Амортизация начисляется по мере физического и морального износа основных средств. Износившиеся основные средства (внеоборотные активы) требуют либо замены, либо частичного восстановления путем их ремонта, реконструкции или модернизации. Целям накопления необходимых для этого финансовых ресурсов и служит амортизация.

Следующим элементом реализации распределительной функции финансов предприятий является формирование фонда оплаты труда, включаемого в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг в части затрат на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующих и компенсирующих выплат, в том числе компенсаций по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсаций, выплачиваемых в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затрат на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. Все остальные выплаты работникам производятся за счет чистой прибыли предприятий. Это и премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, и материальная помощь, и беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности, и надбавки к пенсиям, и оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий и др.

Финансисту следует помнить, что выплаты работникам предприятия являются основой для начислений на социальное страхование в государственные федеральные внебюджетные фонды, которые относятся на себестоимость, если основная выплата относится на себестоимость, и на чистую прибыль, если выплата производится за счет прибыли после налогообложения.

С позиций финансов предприятий большое значение имеет организация оплаты труда, формы и условия выплат, стимулирующие увеличение прибыли, инновационную деятельность. Эта проблема - в центре внимания финансистов всех стран. Основными критериями благополучия в экономике могут служить высокий уровень производительности труда, конкурентоспособность производимой продукции и уровень жизни народа. На рубеже веков такой вывод сделал предприниматель Генри Форд.

Правильная цена - это есть не та иена, которую может выдержать рынок. Справедливая заработная плата не есть наинизшая сумма, за которую человек соглашается работать. Правильная цена есть наинизшая цена, за которую можно постоянно продавать продукт, а справедливая заработная плата есть наивысшая заработная плата, какую может постоянно платить предприниматель. Здесь-то и выступает на сцену изобретательность предпринимателя.

Зависимость между организацией оплаты труда и его производительностью важна для любого предприятия, желающего повысить эффективность производства и достичь устойчивого положения на рынке средств производства, предметов потребления, услуг и т.п.

Таким образом, если целью инвестиций является сокращение расходов на оплату труда, то они заранее обречены на неудачу. Экономия расходов на оплату труда вступает в противоречие со стремлением стимулировать рост производительности труда.

Основные недостатки системы оплаты труда можно наблюдать по следующим признакам. Когда темп роста заработной платы выше, чем темп роста производительности труда, имеет место рост затрат на рабочую силу, приходящихся на единицу продукции. При низком уровне заработной платы не покрываются минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум.

Система оплаты труда должна отличаться гибкостью и адекватно реагировать на изменяющиеся условия хозяйствования.

Особого внимания заслуживают системы оплаты труда, основанные на участии в прибылях и распределении доходов. Наиболее широкое распространение эта система получила в Японии, где премиальные выплаты в форме прямого участия в прибылях могут достигать 50% величины заработной платы.

Философия общей судьбы состоит из следующих основных параметров: понимание проблем фирмы, готовность принять более широкую ответственность и риск, быстрый отклик на инновационную деятельность, чувство принадлежности к фирме, неразрывная связь личных интересов с успехами фирмы. Эта философия существует не только для рабочих, но и для менеджеров, объединенных общими интересами и стимулами.

Прибыль - основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств.

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

В обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

Используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

Выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия. Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов - доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, в определенной мере цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях. Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

Таким образом, зависимость между ценой и прибылью определяет приоритеты финансовой политики предприятий. Значение прибыли для воспроизводственных процессов Г. Форд определил следующим образом:

Своеобразен взгляд на проблему мотивации прибылью американского экономиста Д.К. Гэлбрейта. В теории индустриального общества при исследовании процесса функционирования техноструктуры он предлагает новый концептуальный подход к проблеме управления прибылью:

Задача финансовой службы - разработать политику предприятия в области распределения прибыли, конкретизировать роль и значение в воспроизводственном процессе и стимулировании. От этого зависит и общий концептуальный подход к развитию финансов предприятий. Результатом распределительных процессов является создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства.

Финансы предприятий – система финансовых или денежных отношений возникающих в процессе формирования основного и оборотного капитала и фондов денежных средств.

Финансы предприятий выражают денежные распределительные отношения, без которых не может совершаться кругооборот обществ и производственных фондов.

Роль финансов в деятельности самих предприятий проявляется в том, что с их помощью осуществляются:

Обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т.е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг);

Распределение выручки от реализации в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;

Перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие;

Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) на формирование фондов потребления, накопления, резервного фонда, на выплату дивидендов, на покрытие убытков предыдущих и отчетного периодов, на благотворительность;

Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т.е. за состоянием ликвидности, платежеспособности, финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Функции финансов предприятий :

1. Распределительная – формирование фондов денежных средств и резервов предприятия посредством распределения и перераспределения поступающих доходов.

2. Регулирующая – управление размерами и эффективностью использования фондов денежных средств.

3. Контрольная – позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений на предприятии и при необходимости применить финансовые меры.

Функции:

При выполнении финансами функции формирования капитала происходит форми­рование первоначального капитала организации (предприятия), его приращение; привлечение денежных средств из различных источни­ков в целях формирования необходимого для предпринимательской деятельности объема финансовых ресурсов.



Распределительная функция проявляется в распределении валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, формировании фон­дов денежных средств, определении основных стоимостных пропор­ций в процессе распределения и перераспределения поступающих доходов и финансовых ресурсов, резервов организации, обес­печении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроиз­водителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Контрольная функция - контроль за формированием доходов и денежных фондов пред­приятия и их использованием. С помощью этой функции осуществля­ется контроль за формированием собственного капитала организа­ции (предприятия), формированием и целевым использованием де­нежных фондов, за изменениями финансовых показателей. Контрольная ф. позволяет оценить эффективность хоз. деятельности, сложившуюся систему распр. отношений организации и при необходимости применить меры фин. воздействия с целью обеспечения фин. устойчивости.

В основе финансов лежат распределительные отношения, обес­печивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако размер получаемых организацией (предприятием) доходов определяет возможности его дальнейшего развития. Эффективное и рациональное ведение хозяйства предоп­ределяет возможности его дальнейшего развития. И наоборот, на­рушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на про­изводство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы организации (предприятия) и соответствен­но возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов свидетельствует о недостаточном воздействии распреде­лительных отношений на эффективность производства, о недостат­ках в управлении финансовыми ресурсами, организации производ­ства. Игнорирование такого свидетельства может привести к банк­ротству предприятия.



Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для увеличения эффективности распределительных отношений.

Принципы:

Хозяйственная самостоятельность предполагает, что независи­мо от организационно-правовой формы хозяйствования организа­ция (предприятие) самостоятельно определяет свою экономичес­кую деятельность, направления вложений денежных средств в це­лях извлечения прибыли. Однако о полней хозяйственной самостоятельности гово­рить нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны деятель­ности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимо­отношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджет­ными фондами; государство определяет амортизационную и налого­вую политику.

Самофинанси­рование означает полную окупаемость затрат на про­изводство и реализацию продукции, инвестирование в развитие про­изводства за счет собственных денежных средств и, при необходи­мости, банковских и коммерческих кредитов. К основным собственным источникам финанси­рования организаций (предприятий) в Российской Федерации от­носятся прибыль и амортизационные отчисления.

Материальная ответственность означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной де­ятельности. Для руководителей организации (пред­приятия) принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения организацией (предприяти­ем) налогового законодательства. К отдельным работникам органи­зации (предприятия) применяется система штрафов, лишение пре­мий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисципли­ны, допущенного брака.

Заинтересованность в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности - извлечени­ем прибыли. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде пре­мий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих вып­лат, а также выплаты работникам акционерного общества процен­тов по облигациям и дивидендов по акциям. Для организации (пред­приятия) этот принцип может быть реализован проведением госу­дарством оптимальной налоговой политики и соблюдением эконо­мически обоснованных пропорций в распределении чистой прибы­ли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью организации (пред­приятий), полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налоговым платежам.

Обеспечение финансовых резервов связано с необходимостью их формирования для обеспечения предпринимательской деятельнос­ти, которая всегда сопряжена с риском вследствие возможных коле­баний рыночной конъюнктуры (риском невозврата вложенных денежных средств, риск полу­чения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами ин­фляции или более доходными сферами приложения капитала). Финансовые резервы могут формироваться из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

В основе осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации (предприятия) лежит контрольная функ­ция финансов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельнос­тью организации (предприятия) прежде всего осуществляется фи­нансовой службой организации (предприятия), которая проверяет финансовую деятельность, плановое и целевое использование фи­нансовых ресурсов, выполнение основных финансовых показателей. Контроль за деятельностью организаций (предприятий) осуществля­ют кредитные организации в процессе выдачи и погашения ссуд. Налоговые органы проверяют своевременность и полноту уплаты налогов и других обязательных платежей. Ведомственный контроль по проверке финансово-хозяйственной деятельности осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств в подве­домственных им организациях (на предприятиях). Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы.

Главной целью финансов предприятия является формирование необходимого объема финансовых ресурсов для их дальнейшего использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия и обеспечение эффективности развития всех стадий производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Финансовые отношения - отношения между разными субъектами, влекущие за собой изменение в составе активов и объектов этих субъектов.

Финансовые отношения, определяющие содержание категории финансов предприятий, возникают :

Между учредителями в момент формирования уставного капитала по поводу его эффективного использования, выплаты дивидендов и процентов;

Между предприятиями и организациями в процессе производства и реализации продукции;

Между организацией и ее подразделениями в процессе финансирования расходов, распр. и перераспр. Прибыли, оборотных средств;

Между предприятием и бюджетом по всем видам платежей в бюджет;

Между предприятием и финансовой системой государства при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

Между предприятием и его работниками в процессе образования и распределения денежных доходов предприятия;

Между предприятием и банком при уплате процентов за кредиты, оказании других банковских услуг, в процессе инвестирования средств в акции и облигации других предприятий, получения по ним дивидендов и процентов.

Т.е с другими предприятиями и организациями, внутри приятия, внутри объединений предприятий, с фин -кред. системой.

РОЛЬ: Фин. отношения влияют на формирование уставного капитала, с них начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование ден. фондов различного назначения. Влияют на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла.

Выбор редакции
Слайд 1Слайд 2There is one day a year in America when all people stay home with their family and eat a big dinner. This is Thanksgiving...

ИП без печати – реальность или наказуемая вольность? Сегодня далеко не все индивидуальные предприниматели с опытом ведения...

Можно ли перенести отпуск на следующий год? Да, при соблюдении определенных условий перенос отпуска возможен как по желанию работника,...

Выше подчеркивалась целесообразность модернизации оборудования с целью более эффективного его использования. Учитывая важность данного...
Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел...
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник,...
Н.А. Абрамова Генеральный директор ТД «Альфа-Сервис» Журнал «Планово-экономический отдел », № 3 за 2011 год Новый год, 23 февраля, 8...
Приказ о дисциплинарном взыскании издается на основании объяснений сотрудника (в письменном виде), нарушившего трудовую дисциплину....
178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч....