Электронное правительство россии. Электронное правительство Кто является поставщиком концепции электронное правительство


Правительство внесло в Госдуму законопроект о создании единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России Распоряжение от 22 июля 2019 года №1627-р. Создание федерального ресурса о населении позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, информационную открытость и прозрачность системы государственного и муниципального управления для граждан, в том числе обеспечить доступность для граждан информации о них, находящейся в распоряжении органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами и органов местного самоуправления.

21 апреля 2018 , О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Постановление от 21 апреля 2018 года №482. Утверждено положение о государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которым установлены основные принципы работы информационной системы, порядок взаимодействия её участников, определён оператор системы.

11 апреля 2018 , Электронное правительство За 6 лет в полную силу заработала единая система межведомственного электронного взаимодействия органов власти. Общее количество транзакций в ней достигло 20 млрд в год.

24 марта 2018 , Электронное правительство О дополнении перечней общедоступной информации, размещаемой в интернете в форме открытых данных Распоряжение от 24 марта 2018 года №500-р. В перечень открытых данных включена экологическая информация Росприроднадзора и Росгидромета. Принятое решение позволит раскрывать наиболее востребованную общественно значимую информацию в сфере экологии, повысит уровень информированности общества о состоянии окружающей среды.

22 февраля 2018 , Электронное правительство Об определении оператора единой информационной системы персональных биометрических данных Распоряжение от 22 февраля 2018 года №293-р. Оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, определено ПАО «Ростелеком».

9 января 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

29 декабря 2017 , Электронное правительство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №472-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 27 ноября 2017 года №2631-р. Федеральным законом, в частности, Минфин России наделяется полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России наделяется полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

28 ноября 2017 , Электронное правительство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Распоряжение от 27 ноября 2017 года №2631-р. Законопроектом, в частности, предлагается наделить Минфин России полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России предлагается наделить полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

27 сентября 2017 , Система государственного контроля и надзора Об утверждении «дорожной карты» по созданию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Распоряжение от 26 сентября 2017 года №2049-р. Цель «дорожной карты» – разработка типового технического решения для автоматизации процессов сбора и обработки информации контрольными и надзорными органами, отвечающего современным требованиям облачных технологий.

15 августа 2017 , Электронное правительство О развитии технологий архивного хранения электронных документов Постановление от 12 августа 2017 года №966. Направлено на внедрение технологий безбумажного документооборота и последующего архивного хранения электронных документов в условиях функционирования «электронного правительства».

В повестке: о Системном проекте развития электронного правительства до 2020 года, об информатизации в здравоохранении. 1


Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.

Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.

Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.

В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:

  • 2002 г. – принята федеральная целевая программа «Электронная Россия» (http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm);
  • 2008 г. – утверждена Стратегия развития информационного общества (http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html);
  • 2010 г. – принята Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) (http://government.consultant.ru/images/1/526/1526423.zip).

Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:

  • удобство получения информации о деятельности государственных органов;
  • удобство получения государственных услуг;
  • оперативность получения информации и услуг.

Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.

В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.

Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России - проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов - планируется на декабрь 2015 г.

Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг

Сведения о государственных услугах могут быть получены через:

  • официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • информационные киоски;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
  • центры телефонного обслуживания.

В 2011 году были приняты значимые нормативные правовые акты, развивающие область правомочности внедрения электронного правительства и электронных услуг, среди которых важнейшим является Федеральный закон № 210-ФЗ (http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html). В частности, он регламентирует:

  • перечень так называемых «лично предоставляемых документов» - п.4. ст.7;
  • перечень документов - результатов оказания государственных (муниципальных) услуг п.2 ч.1 ст.9 и п.3 ч.1 ст.9.

Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:

  • предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов;
  • осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы.

Значимым аспектом деятельности электронного правительства является вовлечение граждан в процессы управления муниципалитетом, регионом, страной. Задача публичного обсуждения вопросов, формирования и отправки в публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов требует серьезной подготовки.

Для этих целей Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало систему «Электронной демократии» и соответствующий портал (http://e-democratia.ru/).

Любой зарегистрированный пользователь на этом портале может участвовать в обсуждении документов и сообщать об имеющихся проблемах. Отметим, что регистрация на портале не представляет никакой сложности и требует указания фамилии, имени и отчества пользователя, номера мобильного телефона и адреса электронной почты, на который поступает подтверждение регистрации.

Новой и интересной формой обращений граждан является сервис «Проблемы на карте» (рис. 2.2). В доступной и образной форме можно увидеть имеющиеся в конкретном районе нарушения, например, общественного порядка или правил дорожного движения. Благодаря элементам управления можно отследить новые нарушения или исправленные проблемы и сделать выводы о деятельности или бездеятельности органов власти. И при необходимости подать жалобу в вышестоящие инстанции.


Рис. 2.2. Единый портал электронной демократии – сервис «Проблемы на карте»

На упомянутом выше портале широко представлены обучающие материалы для населения (http://social.e-democratia.ru/) как по системе «Электронная демократия», так и по использованию информационных технологий (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы

Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.

Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:

Ролик «Электронное правительство»

Ролик «Обслуживание в ЦОНе Шымкента…» (Казахстан)

Ролик «Кратко об "Электронном правительстве" Свердловской области»

* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов - электронная демократия.

Практика

Упражнение 2.1

С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:

  • Правительство Российской Федерации
  • Администрация субъекта федерации
  • Районная администрация
  • Муниципальное образование по месту вашего проживания

Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?

  • Rambler http://www.rambler.ru/
  • Яндекс http://www.yandex.ru/
  • Google Россия http://www.google.ru/
  • Нигма http://nigma.ru/

Упражнение 2.2

Просмотрите видеоролик «О портале e-democratia.ru» (http://social.e-democratia.ru/).
Что вы думаете о возможностях дистанционного публичного диалога с органами власти?
О каких нарушениях вы хотели бы сообщить властям с помощью Единого портала электронной демократии?



Развитие современных информационных технологий (внедрение электронного документооборота, создание порталов) обусловило постановку задачи повышения качества оказания государственных услуг перед органами государственной власти за счет внедрения этих технологий в практику собственной деятельности.

Сегодня существуют множество самых разных определений термина «электронное правительство». Наиболее коротко электронное правительство можно охарактеризовать как автоматизацию процесса предоставления государственных услуг. Gartner Group под электронным правительством понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Электронное правительство (e-Government) - это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.

Следует отличать правительство, снабженное электронным интерфейсом (онлайновое правительство, government on-line, GOL) от электронного правительства. Понятно, что электронное правительство всегда связано с гражданами через онлайновый интерфейс. Но не всегда онлайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Это целая система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

В модели «электронное правительство» выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений:

  • между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen),
  • государством и частными компаниями (G2B - government-to-business),
  • государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee)
  • между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G-government-to-government).

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений;
  • повышение уровня исполнительской дисциплины и упростить механизм ее контроля
  • обеспечение оперативности (соблюдение установленных законодательством сроков) предоставления услуг населению;
  • ускорение взаимодействия с подведомственными организациями, иными органами власти,
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставляемых ими услугах;

снижение расходов органов власти на обеспечение взаимодействия между собой и с населением. подразделениями, расположенными в других городах или отдаленных офисах;

Создание электронного правительства обеспечивает не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это фактор совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед гражданами.

Можно выделить следующие принципы организации «электронного правительства»

  • Ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщики) должны определять политику и направление развития проекта.
  • Удобство и простота использования. Все электронные приложения, применяемые в `цифровом правительстве`, имеют своей целью облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания.
  • Бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика "электронного правительства" направлены на то, чтобы придать правительственной системе эффективность бизнес-модели, с ее соответствующей цепочкой ценностей.
  • Стоимость и сложность. Они должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений ни у частных, ни у корпоративных пользователей.
  • Обслуживание. Эффективность работы «электронного правительства» должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, обеспечивая при этом высочайшее качество обслуживания.
  • Соответствие. Электронные приложения должны полностью соответствовать общей архитектуре систем безопасности, идентификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы.
  • Масштабность решений. Приложения должны обеспечивать взаимодействие между различными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость.
  • Исполнение. Приложения должны соответствовать цели совершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий.
  • Отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита трансакций.
  • Быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения приложений должен составлять от трех до девяти месяцев.
  • Готовность к действию. Правительственные органы должны проявлять готовность присоединиться к системе и подстроить под нее свою работу. Принимая при этом определенные риски, эти органы должны руководствоваться разумными примерами и здравым смыслом, будучи уверены в успехе и полезности проекта

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и проектов создания архитектуры «e-government». Сегодня не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна располагает своим уникальным сочетанием обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов, которые могут использоваться при реализации данной задачи.

Анализируя опыт строительства электронных правительств в разных регионах и странах мира, принято выделять три основные архитектурные модели, получившие практическое воплощение в Америке, Европе и Азии. Условно их можно назвать так: американская модель, которая отражает специфику ее становления в США; европейская, в рамках которой осуществляется развитие электронно-государственных структур в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы. И, наконец, азиатская модель, с наибольшим успехом реализуемая в Сингапуре и Южной Корее .

Американская модель электронного правительства развита в США и Канаде. Программа ее создания в США в первую очередь преследует цель упростить и удешевить взаимодействие граждан и представителей бизнеса с государственными структурами, а также сделать возможным их прямое общение с гражданами. Американское правительство постепенно становится крупнейшим потребителем информационных технологий, программных средств в стране. Его расходы на высокотехнологичные решения оцениваются в 40-50 млрд. долларов в год.

В Канаде, где при предоставлении услуг существуют проблемы, схожие с проблемами в России и обусловленные географической ситуацией - большими расстояниями, экстремальными климатическими условиями, спецификой проживания северных народов, низкой плотностью населения на большей части территории страны и культурным многообразием, а также устройством власти (в структуре правительства Канады существует разделение полномочий, а не иерархия власти), система "одного окна" на федеральном уровне реализуется уже около десяти лет. Еще в 90-ых годах в Канаде было объявлено о начале работы правительства, ориентированного на услуги. В сентябре 2005 года был запущен проект Services Canada, ставший универсальным пунктом предоставления услуг, обеспечивающий многоканальный доступ к различным услугам и ориентирующийся на клиента. Выбрав одну из возможностей предоставления услуги, будь то по телефону, лично или с помощью Интернета, гражданин получает универсальный доступ к программам и услугам правительства. Руководство программой осуществляет Министр человеческих ресурсов и социального развития.

В настоящее время Services Canada включает в себя 320 пунктов предоставления государственных услуг, кроме того, в рамках проекта существует колледж Services Canada и работает программа сертификации по предоставлению высококачественных услуг. В целях достижения вертикальной интеграции в провинциях Канады существуют и сотрудничают со службой Services Canada аналогичные агентства по предоставления услуг.

Европейская модель характеризуется наличием надгосударственных институтов - Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд, рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС. Поэтому европейская модель ориентирована, прежде всего, на выравнивание условий и координацию деятельности «e-government» для всех стран Европейского Союза.

Азиатская модель опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и образования.

В последнее время правительственные сайты в Интернете становятся все более популярными, активное развитие Сети заставляет властные органы большинства стран развивать электронную составляющую своей деятельности.

Исследование компании Taylor Nelson Sofres, в ходе которого было опрошено более 28 тыс. человек из 31 страны (Австралии, Канады, США, Японии, Южной Кореи, Турции и целого ряда европейских стран) показало, что число граждан, использующих всемирную сеть для доступа к правительственным сервисам, существенно увеличилось за последние годы, в целом, 30% населения обращается к сайтам различных государственных учреждений .

Согласно данным исследования, люди, прежде всего, обращаются к правительственным ресурсам для получения информации. В то же время, в последнее время увеличивается процент населения, использующий их для заключения сделок, получения персонифицированных услуг.

Наиболее популярны сайты электронного правительства в Швеции - 57% населения считают их очень полезными, а также в Норвегии (56%), Сингапуре и Дании (53%), Англия и Япония в этом отношении имеют самые низкие показатели (13%).

Еще в марте 2001 г. в Японии была одобрена комплексная программа развития и внедрения в стране перспективных информационных и телекоммуникационных технологий «Электронная Япония» (e-Japan), рассчитанная на 2001-2005 гг. Ее главная цель - формирование на территории страны условий для внедрения информационных технологий, создания инфраструктуры высокоскоростных сетей передачи данных, развития электронной торговли. Все это должно было дать импульс экономике страны, которая в последнее время находится в состоянии застоя .

В середине 2005 года Всемирный банк провел видеосеминар, на котором в концентрированном виде был представлен опыт строительства электронных правительств в США и Канаде, а также проанализировано его значение для развивающихся стран (Бразилии, Гватемалы, Македонии, Мексики, Шри-Ланки, Уганды и др.) . Большинство стран-клиентов Всемирного банка теперь смотрят на американский и канадский опыт как на источник передовых методов и учебных материалов для проектирования и осуществления собственных национальных стратегий построения электронного правительства, разработки рамочных регламентов управления системой, создания единой архитектуры. Изучение опыта реализации проектов в передовых странах необходимо в связи с желанием избежать общих ошибок и максимизировать показатель возвращения инвестиций. В то же время существует множество факторов, которые должны быть рассмотрены и учтены при конкретных реализациях: численность населения страны; культурные, социально-экономические и политические особенности; распространенность доступа в Интернет в обществе; источники и готовность финансирования проектов и т. д. Все эти вопросы изучались исполнителями и участниками ФЦП «Электронная Россия», при выработке собственного взгляда на возможность использования в наших условиях зарубежного опыта.

Таким образом, программа создания электронного правительства во многих странах мира говорит о том, что необходимо развивать информационные технологии как фактор обеспечения эффективного управления государством и предоставления населению качественных социальных услуг.

Работы по созданию электронных правительств в различных государствах проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Электронизация, скажем, выплаты гражданами налогов является лишь технологической и совершенно неглавной задачей в этом движении. Подотчетность, в свою очередь, не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных органов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

В России для реализации проекта по внедрению электронного правительства разработана и принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". В 2006 г. Правительство Российской Федерации утвердило подготовленную Мининформсвязи РФ новую редакцию ФЦП "Электронная Россия (2002-2010гг.)", в которой одним из направлений реализации мероприятий программы обозначено "обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ", а принятая годом позже Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года одну из целей формирования электронного правительства уже определяет как повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан. Понятие "электронное правительство" в Концепции определяется как "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Согласно Концепции, электронное правительство должно было создаваться в два этапа:

1) 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов,

2) 2009-2010 годы - практическое внедрение.

10 сентября 2009 года вышло Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы)"».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Согласно положениям Программы, построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Выполняя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценило возможности продления сроков действия Программы на 2011-2012 годы и предложила считать это нецелесообразным.

Для программного проведения информационной политики в органах государственной власти для потребностей общества Российской Федерации, развития инфраструктуры электронного правительства, решения задач ведомственной и региональной информатизации, широкого проникновения информационно-коммуникационных технологий в жизнь граждан и организаций, и в конечном итоге модернизации экономики и социальных отношений в Российской Федерации будет разработана новая программа - долгосрочная целевая программа "Информационное общество (2011-2018 годы)".

Предполагается, что основными направлениями программы станут развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества, информационное развитие регионов, развитие национальной информационной инфраструктуры. Одним из основных пунктов программы является создание в России "электронного правительства" на федеральном и региональном уровнях.

Однако некоторые эксперты весьма скептически относятся ко всем вышеобозначенным программам. Основной их аргумент: суммы, которые инвестируются государством на их реализацию, - огромнейшие, если федеральная целевая программа «Электронная Россия» стоила менее 100 млрд., то на долгосрочную целевую программу "Информационное общество (2011-2018 годы)" планируют потратить 375 млрд. рублей. Предусмотрены также расходы из бюджетов федеральных и региональных разного уровня органов исполнительной власти. В рамках этих программ и бюджетов государственные организации создают многочисленные сайты, информационные системы, Интернет-порталы и т.д. У многих организаций на балансе уже по десятку «Интернет Активов», различных Информационных систем и внутренних корпоративных порталов. Огромные расходы идут не только на их создание и запуск, но и на их обслуживание и эксплуатацию.

Многие из описанных выше ресурсов уже умерли, какие-то заброшены и не поддерживаются, а большинство существуют только для галочки и отчётности перед вышестоящими и контролирующими органами. Но деньги из бюджета на них всё равно выделяют и осваивают, независимо от их текущего состояния, причём в абсолютной величине эти суммы, как правило, гораздо большие, чем тратят на такие работы коммерческие организации.

По мнению экспертов, выступающих с критикой программ внедрения электронного правительства, ошибочна и порочна сама идея создания собственных государственных социальных сетей и различных Информационных Интернет-порталов за бюджетные деньги на любом уровне государственной власти. Особенно много их по таким темам, как медицина, образование, культура, спорт, молодёжная политика. Причём это не только проекты, финансируемые за счёт федерального бюджета, но и региональные /Е.Лернер/

Так что для государства и общества будет гораздо лучше, если государство оставит за собой самый минимум в Интернете - официальные сайты. Государственным организациям любого уровня не нужно создавать собственные государственные социальные сети и порталы, можно отлично сотрудничать и пользоваться самыми успешными из уже существующих.

Портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/ - это система "одного окна" общероссийского государственного информационного центра, позволяющая осуществить с использованием технологий электронной цифровой подписи связь граждан и коммерческих предприятий с различными правительственными организациями, предоставляющими ту или иную информацию и услуги. Это инновационный проект, предлагающий единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, следовательно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам.

Краткий экскурс в историю его разработки: в России в 2006 году работы по оказанию госуслуг в электронной форме на федеральном уровне фактически были провалены. В 2007 году, напротив, проведены масштабные работы по созданию доверенного портала госуслуг. Однако, в силу несовершенства законодательной базы и необходимости проведения широкого спектра работ силами органов государственной власти, госуслуги в электронной форме предоставлять не получилось. Так, по состоянию на первый квартал 2008 года более 75% Интернет-ресурсов федеральных органов исполнительной власти не продвинулись в повышении качества представления информации о госуслугах дальше первого, информационного, минимального этапа. Другие ведомства и вовсе находились в данном вопросе в состоянии, близком к нулевой отметке. Но, наконец, 15 декабря 2009 доверенный портал госуслуг- www.gosuslugi.ru, предназначенный для оказания гражданам и организациям госуслуг в электронном виде через единый сайт в Интернете, был запущен

Портал «Государственные услуги» (Gosuslugi.ru) является справочно-информационным. Благодаря этому порталу любой человек или организация могут получить сведения о государственных услугах, порядке их предъявления и оформления, формах обращения. Вся информация, о государственных услугах размещённая на сайте госуслуг региональными и федеральными органами Российской Федерации. Также сайт Госуслуги предоставляет возможность получить эти самые услуги.

Для более удобного поиска ответов на искомые вопросы сайт разделён на государственные услуги, предоставляемые физическим лицам и государственные услуги, предоставляемые юридическим лицам. Для более удобного поиска можно сделать отбор по категориям, ведомствам и возникшим жизненным ситуациям. На сайте «госуслуги» также размещены странички со всеми последними публикациями и интересный раздел, посвящённый профессиональным ответам на всевозможные вопросы. Кроме всего выше перечисленного, на сайте «госуслуги» находится раздел с наиболее часто необходимыми услугами.

На сайте госуслуг все услуги структуризированны и разбиты на категории, по ведомствам и по жизненным ситуациям. Поэтому найти нужную Вам услугу должно быть не так сложно. На сайте существуют следующие разделы:

Информация на сайте сгруппирована по следующим категориям:

Для физических лиц:

  • Гражданство, регистрация, визы
  • Семья
  • Социальное обеспечение
  • Земельно-имущественные отношения
  • Налоги и сборы
  • Правоохранительная деятельность
  • Труд и занятость
  • Природопользование и экология
  • Сельское хозяйство и ветеринария
  • Культура, искусство
  • Образование и наука
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Предпринимательская деятельность
  • Здравоохранение
  • Страхование
  • Информационные технологии и связь
  • Транспорт и дорожное хозяйство
  • Таможенное дело
  • Экономика, финансы, статистика
  • Энергетика

Для юридических лиц

Помимо всех перечисленных для физических лиц в разделе присутствуют дополнительные подразделы:

  • Некоммерческие организации
  • Производство, строительство и торговля

Имеется также возможность группировать данные по ведомствам, предоставляющим ту или иную услугу, а также по жизненным ситуациям. На сайте размещены текущие новости и справочный раздел «Вопросы и ответы». Помимо упомянутых выше направлений предоставляющих услуги, на сайте госуслуги.ру размещено ещё множество информации касающейся финансов, производства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, культуры и экосистемы.

На первом этапе портал выполняет информационно-справочные функции: содержит описания госуслуг, порядка их предоставления, списки документов, необходимых для их получения, бланки и образцы заявлений, квитанций, контакты соответствующих государственных органов. Сейчас на портале есть такой набор сведений о более чем 100 федеральных и 250 региональных государственных услугах. Информацию на портале размещают и актуализируют сами ведомства, предоставляющие те или иные услуги.

Некоторые виды госуслуг, доступные уже сейчас:

  • государственный техосмотр транспортных средств (запись);
  • прием заявлений граждан об установлении им трудовых и государственных пенсий;
  • прием заявлений о добровольном вступлении в программу софинансирования пенсий;
  • информирование застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета;
  • оформление, выдача, замена паспортов гражданина РФ;
  • оформление приглашений на въезд в РФ, а также принятие решений о выдаче виз;
  • лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, а также предоставление информации о таких организациях;
  • лицензирование медицинской деятельности, а также предоставление информации об этих организациях
  • предоставление информации об оказании высокотехнологичной бесплатной медпомощи
  • прием налоговой декларации по налогу на доходы физлиц;
  • организация выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ и вида на жительство в РФ;
  • регистрация по месту пребывания и по месту жительства.

Уже с 2011 года по большинству государственных услуг на этом портале можно будет заполнить все необходимые бланки, распечатав затем нужный документ. С 2012 года станет возможной подача документов в электронном виде.

На следующих этапах будет обеспечена возможность представлять в госорганы через портал документы в электронном виде без личной явки. В перспективе электронный документ, после его отсылки, попадает на рассмотрение к определенному чиновнику, и пользователь на этом же сайте может отслеживать статус документа.

В основе концепции электронного правительства также лежит идея формирования электронного документооборота как внутриведомствнного, так и межведомственного. Основными значимыми моментами с точки зрения документационного обеспечения управления для организации внутриведомственного документооборота являются следующие:

  • вероятность потери документов при безбумажном документообороте снижается до минимума в отличие от работы с бумажными документами;
  • на поиск необходимого документа требуется всего несколько минут - средства атрибутивного поиска обеспечивают быстрое нахождение электронного документа даже по неполным реквизитам, а при введении системы штрих-кодирования возможен моментальный поиск по штрих-коду;
  • согласование документов и принятие решений по документам занимает от нескольких часов до 2-3 дней, даже если один согласующий сидит в Калининграде, а второй - во Владивостоке;
  • участники процесса согласования имеют доступ к рецензиям иных согласующих, а также к версиям документа;
  • экономятся время и ресурсы для обеспечения взаимодействия сотрудников внутри организации за счет автоматизации служебных записок, заявок, внутренних правил движения документов, назначения поручений и формирования отчетов по исполнительской дисциплине, быстрого и контролируемого ознакомления сотрудников с новыми документами, упрощения управления документооборотом;
  • с обращениями граждан работа ведется оперативно и четко с соблюдением сроков - они также заносятся в систему, которая направляет их по заложенным в нее регламентам и контролирует сроки подготовки ответных решений;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организации электронной цифровой подписи;
  • руководители различных уровней имеют целостную картину происходящих процессов;
  • снижаются затраты на обеспечение взаимодействия между разными органами власти, упрощается администрирование этого процесса;
  • появляются инструменты для отслеживания сроков предоставления иными органами власти данных и документов, необходимых для принятия решений и предоставления госуслуг;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организациях электронной цифровой подписи - передача подписанных электронной цифровой подписью документов может считаться достаточной и не требовать дублирования бумажными документами;
  • поиск документов, независимо от организации их подготовившей, занимает несколько минут, если межведомственный документооборот двух и более организаций реализован в едином информационном пространстве - все организации работают фактически в единой системе.

Облегчается доступ к документам, создается реальная возможность их повторного использования. Созданы предпосылки для превращения информации в знание.

Все документы собраны в едином хранилище документов - для организации, имеющей множество подразделений по всей России (или всему региону), достаточно создания единого архива документов. Контроль доступа к документам гораздо проще организовать при работе с электронными документами и их архивном хранении - права доступа определяются ролью специалиста в системах СЭД БОСС-Референт. Работать с электронным документом из архива могут одновременно несколько специалистов, тогда как использовать бумажный документ может только один сотрудник. Снижается стоимость хранения документов, так как электронный архив документов занимает значительно меньшую площадь и требует меньших расходов на обслуживание.

Создание электронного правительства - это мощное средство системы информационной и интеллектуальной поддержки и принятия решений, позволяющих на практике реализовать систему управления знаниями в органах государственной власти.

Тема №6. Информационно-коммуникативные технологии в государственном управлении.

    Электронное правительство как концепция государственного управления в современном обществе.

    Международный опыт и модели реализации электронного правительства.

    Индекс ООН готовности стран к электронному правительству.

    Российский опыт реализации концепции электронного правительства.

1. Электронное правительство как концепция государственного управления

в современном обществе.

Коммуникационно-информационная революция преобразует современную публичную политику и управление. Частью ее является создание электронного правительства, которое:

    является технологическим инструментом решения ряда задач управления;

    формирует виртуальное пространство, обеспечивающее решение задач, поставленных современными вызовами.

Под электронным правительством понимается развитие всех государственных, муниципальных и прочих бюджетных институтов на основе применения ИКТ во всех сферах общественной деятельности.

В этом отношении понятна интенсификация усилий мирового сообщества и отдельных стран ускорить движение по пути создания электронных условий для правительственной активности и политики в целом.

Формирование электронных технологий осуществления правительственной деятельности изменяет сам характер управления. В информационном обществе происходит становление новой структуры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более и более сосредотачивается в понятии «governance». Его общий смысл состоит в том, что управленческие действия и организации становятся менее жесткими, детальными и нормативно ограниченными; управление базируется скорее на горизонтальных, чем вертикальных связях. Руководство не только отличается от рыночных и иерархических моделей управления; оно более эффективно, как считается, для удовлетворения общественных потребностей, т.е. выработки решения по общим вопросам.

В целом выделяют три основных элемента электронного правительства:

    Электронная демократия и участие (e-democracy and participation) предназначены для формирования общественного мнения и выработки решений через электронные средства (голосование, гражданские сети и т.д.);

    Электронные производственные сети (electronic production network) являются формами сотрудничества между публичными, публичными и частными институтами через электронные средства;

    Электронные общественные услуги (electronic public services) предназначены для предоставления услуг во благо получателей, частных лиц или компаний через местные, региональные или национальные порталы.

Идея электронного правительства находит также применение в публичном управлении в таком аспекте, как проблема государственного управления в условиях формирующегося общества знания. В этом отношении технологии менеджмента знания (knowledge management) начинают использоваться в публичном секторе довольно активно, а электронное правительство служит удобным средством их реализации.

Современное публичное управление использует возможности новых информационных технологий для совершенствования процесса принятия решений, развития внутриправительственной деятельности, предоставления общественных услуг и, в целом, для построения новых демократических отношений между государством и обществом.

Менеджмент знания в публичном управлении – новое направление организации деятельности государственных структур. Возникнув в качестве важнейшего фактора повышения эффективности деятельности бизнес-структур в 1990-е годы, в конце прошлого века он начинает использоваться и в публичном секторе, в органах законодательной и исполнительной власти. Особое внимание в этой связи уделяется электронному правительству.

Немаловажное значение приобретает тот факт, что электронное правительство может служить катализатором реформирования публичного сектора на основе менеджмента знания. Электронное правительство влияет на все процессы формирования знания – возникновение, концептуализация, кристаллизация, передача знания.

Отметим здесь следующее:

    электронное правительство выполняет важную функцию приобщения населения к цифровым технологиям взаимодействия. Граждане, используя электронное правительство, научаются получать информацию, услуги и осуществлять коммуникацию через электронные сети. Электронное правительство стимулирует развитие новых познавательных навыков.

    электронное правительство поддерживает включение граждан, их ассоциаций, бизнеса в общество, основанное на знаниях, стимулируя коммуникацию по трем сферам «правительство - правительство», «правительство - бизнес», «правительство - граждане».

Западный опыт свидетельствует о значительной роли электронного правительства в развитии доверия к электронному предоставлению услуг вообще; электронное правительство симулирует лидерство в использовании новых технологий для честной и свободной конкуренции в сфере услуг.

Электронное правительство расширяет пространство коммуникации, что способствует развитию знания и его совместного использования.

На Западе внедрение и развитие электронного правительства является составной частью общего процесса административных реформ последних лет.

Современные административные реформы связываются с переходом от присущего новому государственному менеджменту инструментализма к системным подходам, нацеленным на восстановление или более полный учет политических и моральных аспектов администрирования.

Электронное правительство в этом аспекте рассматривается не только средством решения политико-административных целей реформы, но и важным стимулом их развития: термин “электронное правительство” означает использование информационных и коммуникационных технологий как инструмента для достижения лучшего управления.

Акцент делается не на технической или технологической стороне вопроса, а на том, как новые информационные и коммуникационные технологии изменяют публичное управление, его внутреннюю структуру и отношения с обществом.

Внедрение электронного правительства ставится в центр современных реформ административно-политической сферы, т. к. оно позволяет решить ряд проблем, коренных для сегодняшней практики публичного управления. Немаловажным является то, что внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в эту область государственной власти свидетельствует об активной адаптации правительства к новым потребностям в обществе в целом, а это изменяет к лучшему отношения к нему общественности.

Связь электронного правительства с административными реформами выражается в том, что оно:

    служит инструментом реформы,

    обновляет интерес к административной реформе,

    высвечивает внутренние несогласованности в публичном управлении,

    заставляет правительства следовать обязательствам лучшего управления,

    повышает легитимацию правительственной активности,

    говорит о готовности правительства меняться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Внедрение электронного правительства позволяет легче осуществлять мониторинг действенности и эффективности правительства в области предоставления услуг; оно упрощает и делает прозрачным финансовый менеджмент, управление персоналом, управление программами, управление изменениями.

Электронное правительство дало новый импульс административно-политической реформе в западных странах. Программы внедрения новых информационных и коммуникационных технологий позволили расширить возможности правительства и стимулировали к изменениям, которые ранее не предполагались.

По смыслу концепции “governance” “хорошее управление” достигается через широкое участие граждан и ассоциаций гражданского общества в процессе выбора политико-управленческих решений. Электронное правительство создает для этого новые условия. Некоторые исследователи и практики говорят о необходимости перехода в терминологии от “электронного правительства” к “электронной демократии”. В основе этого процесса лежат, с одной стороны, возможности электронного правительства усиливать доверие к публичной власти, с другой стороны, потребность публичной власти с доверием относиться к демократической компетентности граждан.

Электронное правительство - Система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами

и процессами их обработки.

Задачи электронного правительства

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает эффективное и менее затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т.д.

"Проектное управление" - это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Основные задачи менеджера проектов:

· реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы "электронное правительство";

· координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти;

· оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;

· отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;

· аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;

· подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

электронное правительство карта государственный

Выбор редакции
Слайд 1Слайд 2There is one day a year in America when all people stay home with their family and eat a big dinner. This is Thanksgiving...

ИП без печати – реальность или наказуемая вольность? Сегодня далеко не все индивидуальные предприниматели с опытом ведения...

Можно ли перенести отпуск на следующий год? Да, при соблюдении определенных условий перенос отпуска возможен как по желанию работника,...

Выше подчеркивалась целесообразность модернизации оборудования с целью более эффективного его использования. Учитывая важность данного...
Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел...
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник,...
Н.А. Абрамова Генеральный директор ТД «Альфа-Сервис» Журнал «Планово-экономический отдел », № 3 за 2011 год Новый год, 23 февраля, 8...
Приказ о дисциплинарном взыскании издается на основании объяснений сотрудника (в письменном виде), нарушившего трудовую дисциплину....
178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч....