Организаторские способности руководителя. Организаторские способности современного руководителя (2) Отношение к критике
Организаторские качества руководителя.
Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В корне психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включающая:
¨ психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого:
¨ практическую направленность интеллекта͵ ᴛ.ᴇ. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
¨ психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
¨ энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
¨ требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
¨ способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, ᴛ.ᴇ. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
¨ широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
¨ чувством понимания ситуации:
¨ творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:
¨ нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
¨ готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
¨ стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
¨ эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
¨ ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
¨ способностью работать в коллективе и с коллективом;
¨ умением предвидеть результат;
¨ внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
¨ способностью и умением рисковать;
¨ способностью действовать самостоятельно;
¨ ответственностью за деятельность и за принятые решения;
¨ способностью увидеть, выделить существенное;
¨ искусством выполнять планы.
Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Слово ʼʼэтикаʼʼ произошло от греческого слова ethos, что в переводе означает ʼʼпривычка, обычай, правило поведенияʼʼ. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы.
Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. В случае если ʼʼэтикаʼʼ - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач бывают сведены к следующим:
¨ результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счёт разрушения окружающей среды;
¨ конкуренция должна осуществляться по честным правилам, ᴛ.ᴇ. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;
¨ распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;
¨ использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;
¨ техника должна служить человеку, а не человек технике.
Сегодня выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
¨ умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
¨ способность устанавливать и контролировать дисциплину;
¨ стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
¨ осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
¨ развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
¨ отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
¨ регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
¨ стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
¨ системный подход к анализу работы;
¨ квалифицированное делегирование полномочий;
¨ избежание чересчур частого применения негативного подкрепления;
¨ создание эффективной обратной связи;
¨ защита персонала организации от внешних угроз;
¨ поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
¨ установление системы оценки работы и критериев успеха.
Для повышения эффективности организаторской деятельности руководителю необходимы:
¨ гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:
¨ разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
¨ соблюдение принципа единоначалия;
¨ делегирование полномочий;
¨ четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
¨ разделение и специализация труда;
¨ подготовка резерва управленческих кадров;
¨ распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;
¨ обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка;
¨ четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;
¨ выработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ;
¨ широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений;
¨ поощрение инициативы работников;
¨ соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на базе соглашения между организацией и ее работниками;
¨ создание благоприятного психологического климата в коллективе;
¨ индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства исходя из уровня развития подчиненных и коллектива;
¨ эффективное и гибкое стимулирование работников:
Справедливое материальное вознаграждение по результатам труда - зарплата͵ премии за высокие результаты и т.п.;
Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
Обеспечение нормальных условий и организации труда;
Моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чествование:
Признание личностной значимости сотрудника - уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным:
Возможность личностного роста͵ продвижения в карьере:
Требовательность к дисциплине и качеству труда;
Обоснованность, справедливость наказания;
Конструктивность в разрешении конфликтных проблем;
Предоставление работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей;
Создание атмосферы конкуренции, соревнования.
Организаторские качества руководителя. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организаторские качества руководителя." 2017, 2018.
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях , которые объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность , включающая:
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
3. Склонность к организаторской деятельности , т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Современный руководитель должен обладать следующими личными качествами :
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства , которые необходимы современному руководителю при формировании и управлении организацией:
Эффективное руководство
предполагает, что люди
совместно
координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие
современного руководителя
на коллектив начинается с
подбора и расстановки кадров
на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит современному руководителю , его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат , под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль современного руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы современного руководителя должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности современного руководителя - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Введение
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А. Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.
Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности.
Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям:
Умение решать "нестандартные" управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.
Умение мыслить масштабно. Масштабность мышления руководителя тесно связана с его должностным рангом и определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, - это приведение масштабов своего мышления в соответствии с новым рангом должности. Степень легкости и эффективности перестройки прежнего масштаба мышления говорит о способности личности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности. Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает.
Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых.
В первом случае можно говорить о положительной, во втором - об отрицательной саморегуляции управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной саморегуляцией. Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации.
Умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в " нестандартных" ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи общей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.
В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить:
Способность его доминировать в коллективе;
Уверенность в себе;
Эмоциональную уравновешенность;
Ответственность;
Общительность и независимость.
Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях взаимодействия руководителя и подчиненного формируются цели и задачи, которые должны достигаться в процессе функционирования хозяйствующего субъекта, и которые в последствии будут повышать финансовый потенциал компании.
Объектом данной работы будут выступать психологические способности личности.
Предметом - организаторские способности руководителя, формирование и их развитие.
Задачи данной работы:
Изучить литературу по данному вопросу;
Рассмотреть понятие и сущность организаторских способностей руководителя;
Провести экспериментальное исследование, которое направлено на выявление коммуникативных и организаторских способностей и склонностей руководителей.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Мощная поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.
Профессиональная этика руководителя
Демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
Его доступность, внимательность;
Умение создать товарищескую атмосферу доверия;
Вежливость и корректность в обращении;
Точность и ответственное отношение к данному слову.
Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему, влияет на СПК в коллективе. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с выше и ниже стоящими руководителями.
Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным " планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный " план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное. Противоположным качеством общительности является замкнутость, или необщительность. По результатам проведенных исследований психологи установили, что неправомерным является требование к личности руководителя, сформулированные в общем виде. Например, "руководитель должен быть высокообщительным человеком". Исследования показали, что только конкретные уровни проявления общительности сопровождаются высокими результатами эффективности руководства. Такой эффективности могут добиваться как высокообщительные, так и низкообщительные руководители - в зависимости от индивидуальных способностей подчиненных.
Там, где уровень организованности, сработанности коллектива достаточно высок, низкая общительность его руководителя является не только допустимой, но и даже желательной. Недостаточно высокий уровень развития организованности и сработанности коллектива потребует от руководителя проявление высокой общительности, постоянных организаторских усилий. Поэтому низкая общительность сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя, тем более что сверхобщительность руководителя мешает работе коллектива, отвлекая большим числом контактов. В зависимости от уровня проявления общительности проявляется эффективность руководства по двум направлениям: производственная и социально-психологическая.
Культура речи. Правила общения с людьми
Культура речи среди правил приличия, имеющих наибольшее практическое значение, играет особую роль. Она предполагает лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т. д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон. Речь несвязная, невыразительная, заштампованная не способствует высокой эффективности общения, не убеждает и не оставляет впечатление в душах людей.
Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.
Для того, чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого необходимо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.
Правила общения с людьми:
1. Необходимо проявить интерес к людям, быть внимательным к ним.
2. Нужно уметь давать указания своим подчиненным.
3. Нужно стараться запомнить имена подчиненных и обращаться к ним непринужденно.
4. В служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника.
5. Нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на место осуждаемых.
6. Умение приветствовать людей также способствует авторитету руководителя.
7. Умение слушать является критерием коммуникабельности.
Умение разбираться в людях
Это одно из важных качеств сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Чтобы ближе узнать своих работников, необходимо прежде всего ознакомиться с их личными делами в отделе кадров. Но изучение документов - это малая доля того, что требуется знать руководителю о людях, так как документы не могут дать полного представления об интеллектуально-психологических способностях и личных качествах подчиненных. Руководителю нужно знать о них все, что может повлиять на процесс их работы и ее результаты. Но этими знаниями нужно еще уметь оперировать, чтобы получить надежный прогноз делового поведения работника.
Современная наука располагает методами, которые позволяют измерять в людях необходимое для выполнения определенных работ и использовать эту информацию. (Выявлением индивидуальных особенностей человека занимается такая отрасль науки как психодиагностика). Чтобы применять современные методы психодиагностики, нужна высокая профессиональная выучка. Если руководитель не является профессионалом в области психодиагностики, он должен найти возможность включить в свой штат такого профессионала, организовать специальную психологическую службу, одной из функций которой стало психологически грамотное изучение работников с помощью различных методов и методик. Метод (способ) изучения деловых и личностных качеств работников отличается от методики изучения тем, что методика - это тот же метод (способ), но специализированный для определенных целей. Например, существует такой метод изучения качеств работников, как метод деловых игр. С помощью этого метода изучаются различные способности к управленческой работе на основе различных методик. Например, существует методика деловых игр " Интеллектуальная зрелость руководителя", " Организационная зрелость руководителя" и т. д.
Руководитель должен ценить самостоятельность и независимость в людях и избегать подхалимов и угодников, которые своим поведением нравственно разлагают не только своих начальников, но и всю атмосферу в трудовом коллективе.
В процессе общения между руководителем и подчиненными важную роль играют проявления эмоций, манеры партнеров, их жесты, мимика и т. д. Каждый жест подобен слову в языке. Слова объединяются в предложения, а согласованные жесты помогают более точно видеть позицию того человека, с которым мы общаемся. " Читая" жесты, мы осуществляем обратную связь.
Умение убеждать
профессиональный организаторский руководитель культура
Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т. е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей. Ряд специальных экспериментов позволил ученым выделить те основные факторы, которые оказывают решающее влияние на выбор нами своей позиции в том или ином вопросе.
Один из таких важнейших факторов - авторитет личности автора предложения. Чтобы избежать субъективных суждений о ваших предложениях со стороны коллег, подкрепляйте ваши предположения ссылками на авторитетный источник, но не забывайте обосновать свои собственные предложения.
Психологи обнаружили и то, что убедительность информации в огромной мере зависит от того, какой способ ее передачи вы выберите первым - устный или письменный. Письменные доклады - спасение для тех, кто не достаточно уверен в себе, но лучше преодолеть собственную застенчивость и предубеждения против личного общения с начальником и изложить сначала свои предложения в устной форме, а письменный доклад представить позже, когда будут ясны возражения шефа и можно будет сосредоточить свое внимание на их рассмотрении.
Организаторские способности
Руководитель - это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других - это распределить между ними конкретные задания. Такая форма взаимоотношений между начальником и подчиненным называется делегированием полномочий. От того, на сколько руководитель владеет искусством делегирования полномочий зависит эффективность работы подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы самого руководителя. Руководитель, не умеющий или не желающий использовать методы делегирования - не настоящий руководитель. Он должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Делегировать можно ответственность и власть, но не нужно забывать, что если работа не будет сделана или будет сделана плохо, то наказание все-таки понесет руководитель данного подразделения как единоначальник.
Делегирование нужно использовать в следующих случаях: 1) когда подчиненный может сделать эту работу лучше, чем руководитель. При этом не нужно опасаться признания того, что подчиненные в чем-то лучше разбираются. В этом нет ничего страшного для репутации руководителя, тем более, что все равно никто не думает будто руководитель во всем без исключения разбирается лучше всех. Главное - умение с максимальной эффективностью использовать знания своих подчиненных; 2) когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой; 3) когда необходимо высвободить время и силы, чтобы заняться важными делами, имеющие первостепенное значение. В это время все остальные задачи должны быть делегированы подчиненным.
Эффективность использования методов делегирования зависит от того, удается ли руководителю избежать следующих ошибок:
1. Неумение объяснять. От того, насколько правильно подчиненный усвоит первичную информацию, зависит, справится ли он с заданием. Поэтому руководитель после объяснения должен выяснить, все ли понял подчиненный. Если при этом он задает вопрос: " Все ли Вы поняли? ", то можно быть уверенным, что последует ответ: " Да, так как", если это даже и не так, подчиненному трудно будет признаться в том, что он ничего не понял, чтобы не подвергнуть сомнению свои интеллектуальные способности в глазах руководителя. Поэтому лучше спросить: " Достаточно ли ясно я Вам объяснил? " Такая формулировка вызовет ответную реакцию и подчиненный может сказать: " Да, но кое-что я хотел бы уточнить".
2. Отказ от использования обратной связи. Руководителю нужно найти возможность поприсутствовать на одном из мероприятий, возложенном на подчиненного.
3. Ворчливость руководителя по поводу неудовлетворения от сделанной подчиненным работы действует ему на нервы. Поэтому, прежде чем высказать свое неудовольствие, сделайте конкретные предложения по изменению ситуации.
4. Боязнь уронить авторитет. Правдивое признание руководителя, что он чего-то не знает, не нанесет сильного удара по его авторитету, зато если он скажет когда-либо, что ему известно единственное приемлемое решение задач, то ему легче поверят.
5. Потери контроля над собой. Руководитель никогда не должен терять контроль над собой даже в тех (обязательно редких) случаях, когда он устраивает разнос подчиненных в целях профилактики.
Эффективность делегирования обеспечивается тогда, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективного делегирования. Делегирование - это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющего повысить его эффективность, облегчающая работу руководителя. Но оно не снимает с него окончательного решения, т. е. той обязанности, которая и делает его ответственным.
Заключение
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности к выполнению той или иной деятельности. Отсюда способности можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности и обеспечивающей высокие достижения в ней.
Успешное протекание любого конкретного вида деятельности обеспечивается, с одной стороны, гармоничным сочетанием общих и специальных способностей, а, с другой стороны, характер взаимосвязи этих способностей будет определяться спецификой выполняемой человеком деятельности. В большинстве приведенных исследований способности к управленческой деятельности не анализируются в полной мере с точки зрения комплексного взаимодействия общих и специальных способностей, а также не учитывается специфика проявления этих групп способностей, как в различных видах управленческой деятельности, так и особенности их реализации непосредственно в управленческой деятельности.
Организаторские коммуникативные способности являются основными компонентами, ядром структуры способностей, необходимых в педагогической управленческой деятельности, при этом остается недостаточно исследованным характер взаимосвязи и особенности проявления¬ этих видов способностей на отдельных этапах освоения профессиональной деятельности.
Таким образом, вопросы взаимосвязи общих и специальных способностей, особенности их формирования и развития в управленческой деятельности, реализуемой на разных уровнях системы управления являются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего изучения.
Список литературы
Кудряшева Л. Д. Каким быть руководителю. Л., 2012г.
Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. М.: " Высшая школа", 2011г.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Критерии классификации качеств современного руководителя (личные, профессиональные, организаторские или деловые качества). Организаторские и управленческие способности руководителя, структура его основных способностей на примере МОУ СОШ № 2 п. Добринка.
курсовая работа , добавлен 25.03.2015
Понятие и проблемы способностей, направления и специфика процесса их развития. Организаторские способности современного руководителя. Положительные и отрицательные аспекты организаторских способностей испытуемого, пути и перспективы их совершенствования.
реферат , добавлен 10.03.2013
Подходы к понятию лидерства. Содержание управленческой деятельности руководства. Разработка программы и технологии использования социально-психологического тренинга в интересах развития коммуникативных и организаторских способностей руководителей.
диссертация , добавлен 16.07.2015
Принцип иерархии в организационной структуре управления. Делегирование полномочий как средство разграничения функций руководителя и подчиненных. Сущность делегирования полномочий. Анализ функций руководителя с точки зрения желательности делегирования.
реферат , добавлен 13.01.2011
Система деловых качеств руководителя, необходимых для успешного руководства. Этические нормы поведения руководителя, потенциальные ограничения в эффективной деятельности. Умение формирование коллектива, качества лидера. Методы оценки качеств руководителя.
курсовая работа , добавлен 07.05.2011
Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития. Ораторское искусство. Проблемы и формы делового общения. Искусство социально-политической аргументации. Культура речи. Отношение к ненормативной лексике.
реферат , добавлен 15.04.2004
Оценка деятельности руководителя. Стратегии управляющего: соперничество, партнерство, компромисс, избегание и приспособление. Построение формальных и неформальных отношений с коллективом. Особенности деловой этики руководителя в сфере социальной работы.
реферат , добавлен 20.05.2014
Характеристика современного экономического и социального положения России. Требования к профессиональным, личным и деловым качествам руководителя. Составляющие деловой репутации руководителя: этика делового общения, авторитет, знание психологии.
курсовая работа , добавлен 29.04.2012
Особенности руководительской деятельности: роль, функции и личные качества руководителя. Стили руководства и стили общения руководителя с подчиненными. Тренинг на сплочение, командообразование, командную сыгровку как фактор влияния на стиль общения.
дипломная работа , добавлен 24.08.2017
Теоретические основы, сущность и содержание, условия, формирующие организационную культуру менеджера. Практика деятельности современного руководителя, трансформация функций и реализация потенциала руководителя, мотивация менеджера к эффективному труду.
Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.
Основные свойства руководителя:
1. Социальная направленность деятельности
Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства.
2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.
3. Организаторские способности
Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, -это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.
В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:
- способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;
- практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач;
- психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;
- наличие энергичности — способность заряжать своей энергией организуемых людей;
- требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
- критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;
- склонность к организаторской деятельности — потребность в ней.
4. Высокие моральные качества : справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.
Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.
5. Эмоционально-волевые черты характера : целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя — уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.
6. Интеллектуальные способности : наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания. Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности. Так, А.В. Суворов считал, что знания в памяти полководца должны быть систематизированы, как бы разложены по ящикам так, чтобы их можно было быстро отыскать и использовать в определенной ситуации. Наполеон высоко ценил ум, но считал, что люди имеющие много ума и мало характера меньше всего пригодны для военной профессии, ибо для этого нужно иметь больше решительности и меньше размышлять.
Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.
- занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть);
- признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.
8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры — все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.
9. Крепкое здоровье . Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечно-сосудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя — это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.
Организаторские способности современного руководителя
Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации;
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный подход к анализу работы;
квалифицированное делегирование полномочий;
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
создание эффективной обратной связи;
защита персонала организации от внешних угроз;
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
- Презентация на тему "Thanksgiving Day
- Нужны ли печати в декларациях?
- Как оформить перенос отпуска по инициативе работника?
- Модернизация основных средств - бухгалтерский и налоговый учет Используется новое модернизированное оборудование а
- Договор поставки с условием выплаты ретробонусов
- Конспект занятия «Перелетные и зимующие птицы Конспект занятия перелетные птицы в старшей группе
- Положение о скидках на предприятии, образец
- Приказ о дисциплинарном взыскании: образец Куда подшиваются приказы о дисциплинарном взыскании
- Положена ли компенсация директору при его увольнении новыми собственниками Приказ об увольнении
- История добычи нефти и мировой нефтяной промышленности
- Любимые детские персонажи: Соник и его команда
- Архитектурная фотография Как правильно фотографировать архитектурные объекты
- Международные стандарты экологического менеджмента
- Конспект урока информатики на тему "растровая и векторная анимация" Что такое векторная анимация
- «Троянский конь» Справедливой России Михаил Брячак Отрывок, характеризующий Брячак, Михаил Васильевич
- Фразы великих философов о жизни
- Правила и требования к перевозке кислородных баллонов Правила перевозки газовых баллонов автомобильным транспортом
- Когда ставится запятая: «помимо» в обособленных конструкциях
- Демократия что такое демократия?
- Как правильно написать резюме на работу образец